Об успешном цветочном бизнесе, который удалось создать семейной паре в Казахстане, рассказал местный Forbes.
Как замечает Сания Тасболатова, вместе с мужем успешно развивающая цветочный бизнес под брендом Royal Flowers, войти в цветочный бизнес в Казахстане достаточно просто – порог входа сравнительно низкий, а вот добиться заметного прогресса гораздо сложнее. Потому что здесь уже требуются строгая финансовая дисциплина и готовность к риску.
«Это только на первый взгляд кажется, что цветочный бизнес достаточно простой и прибыльный: купил-продал, заказал новую партию. На самом деле в нем много подводных течений: это скоропортящийся товар, а скорость его продажи в первую очередь зависит от того, какая у тебя команда. Также важно, в каком состоянии тебе привезут цветы, вырос доллар или стабилен, нет ли каких-то потрясений в обществе, потому что людям в такие моменты становится не до цветов», – рассказывает участница рейтинга Forbes Kazakhstan «30 до 30»
Сегодня в 20 городах Казахстана насчитывается 25 магазинов Royal Flowers. Хорошие показатели демонстрируют цветочные бутики супругов в Бишкеке и Чикаго. В планах на будущее – еще более широко выйти на рынки ближнего и дальнего зарубежья. «Мы хотим, чтобы казахстанский бренд Royal Flowers стал международным, и знаем, как это сделать», – уверена Сания.
Между дипломатией и экономикой
Сания родилась в Алматы, где окончила гимназию. Отец Сании – известный общественный деятель Серик Сейдуманов, ныне возглавляющий Институт философии, политологии и религиоведения, академик Национальной академии наук.
«Папа всегда говорил, что самое главное – получить хорошее образование, чтобы быть полезным своей родине. Сама я мечтала стать дипломатом, поэтому еще в школе усиленно учила английский язык», – вспоминает предпринимательница.
После окончания гимназии в 2011 году она поступила на грант в Нархоз на факультет международных отношений. В 2012 году перевелась в Лондонскую школу коммерции и бизнеса, где, правда, задержалась всего на год.
«Я всегда хотела попробовать поучиться за границей – там преподавание жестче, на более современном уровне. А вернулась, потому что в тот период родители переезжали в Астану, нужно было им помочь. В столице в 2015 году окончила Казахский университет экономики, финансов и международной торговли, по направлению «Экономика». Но мечта о дипломатической карьере тогда еще не угасла, поэтому я поступила на магистратуру в Дипломатическую академию при МИД РФ в Москве, обучение в которой завершила в 2017-м», – рассказывает Сания.
По возвращении родители настояли, чтобы она попробовала себя на госслужбе. Так девушка стала работать на рядовой должности в Научно-исследовательском институте молодежи при партии «Нур-Отан».
«Работа, как и у многих госслужащих, была ненормированной – нередко мы задерживались до полуночи, особенно когда надо было сдать какой-либо отчет или шла подготовка к большому мероприятию. К тому моменту я начала встречаться с будущим мужем – Адилем Тасболатовым. Он уже пытался заниматься цветочным бизнесом. После работы, когда было свободное время, я нередко приезжала к нему в единственный магазинчик, помогала. А вскоре мы поженились, и я окончательно ушла в это занятие, уволившись с работы», – вспоминает Сания. Первое время она особо не вникала в бизнес-процессы. Просто оформляла букеты, общалась с клиентами, «даже помогала делать ремонт».
Верное решение
«В 2017 году, когда я полностью ушла в цветочный бизнес, мы с Адилем распределили наши функции. Я стала отвечать за креативную часть: создавать дизайн букетов, работать с SMM, помогать разрабатывать скрипты для продажников, определять, в каком направлении двигаться. Муж больше занимается операционной частью, поставщиками, логистикой. Хотя мы, конечно, помогаем друг другу во всем. Вникаем во все детали досконально», – говорит Сания.
Как уверяет предпринимательница, они не просили деньги на развитие бизнеса у родственников или инвесторов, все сумев построить на собственные средства.
«Всю прибыль вкладывали обратно в бизнес, ничего оттуда не брали, не «гуляли». Когда-то у Адиля тоже все началось очень просто: однажды он купил букет за 6 тысяч тенге и перепродал дороже. На эти деньги приобрел еще несколько и снова выгодно продал. Так постепенно и закрутилось», – рассказывает Сания.
К 2020 году супруги владели в Астане уже тремя цветочными бутиками и начали понимать, что им тесно в столице, пора открывать точки в Алматы. Но вмешалась пандемия, которая серьезно ударила по бизнесу. Мало того что офлайн-торговля была фактически невозможна на протяжении нескольких месяцев, так еще и массовые мероприятия – дни рождения, юбилеи, свадьбы – были под запретом. А значит, у людей не было необходимости в покупке цветов.
«Оборот существенно снизился, и мы стали думать, что делать дальше. В то же время мы заметили, что у нас стало больше заказов через онлайн. Решили сделать упор на это направление, тем более что и до этого у нас был приличный объем продаж через доставку. Примерно тогда же решили запустить собственную франчайзинговую сеть под брендом Royal Flowers. Таким образом, вместо того чтобы похоронить наш бизнес, пандемия стала для нас толчком к росту. Мы быстро сориентировались», – улыбается Сания.
В 2021 году супруги открыли первый цветочный бутик в Алматы, при этом изначально сделав ставку на развитие бизнеса здесь через онлайн-продажи. В том же году первые магазины по франшизе Royal Flowers стали открываться и в регионах Казахстана. Сегодня Тасболатовы лично владеют четырьмя магазинами в Алматы и Астане – по два на каждый город (третий в столице решили закрыть). Все остальные регионы Казахстана отданы на откуп франчайзи. Стоимость франшизы начинается от 8 млн тенге (52,5 тыс. рублей) – в зависимости от города. В самой компании работает около 100 работников и почти 400 человек – у франчайзи.
«Успех стал возможен благодаря правильному построению бренда, – считает Сания. – Нам удалось создать в этом бизнесе узнаваемую торговую марку. Классная команда, разумеется, тоже повлияла на наш рост. За счет этого мы и выстроили широкую франчайзинговую сеть. При этом после покупки франшизы мы не отпускаем наших партнеров в абсолютно свободное плавание. Мы следим за их показателями, помогаем советами и готовыми решениями. Они привозят к нам на обучение своих сотрудников, мы показываем им, как работаем сами: объясняем, как завозить цветы, как их упаковывать, как продавать, как вести операционку. Это ведь целая система. Фактически мы передаем им готовый бизнес».
Букет каждые две минуты
Ставка на онлайн-формат также оправдала себя. Сегодня в целом свыше 75% цветов реализуется Royal Flowers именно через доставку. Для этого у компании имеются собственные курьеры, но в пики заказов привлекаются и сторонние сервисы доставки.
С целью дальнейшего развития бизнеса супруги-основатели заказали создание ERP-системы, которая используется для автоматизации бизнес-процессов («на аутсорсе – содержать собственный штат айтишников пока для нас слишком дорого»). Это позволит облегчить многие операционные направления: продажи, бухгалтерию, производство, склады, закупку, управление персоналом и пр.
В компании выстроена собственная экосистема. Например, имеются собственные склады, в которых установлено холодильное оборудование. А поскольку букеты Royal Flowers продаются в специальных коробках-корзинках, то в Алматы было открыто производство по их выпуску. Также налажено изготовление брендированных лент, которыми оформляются цветы.
«Все это кажется не слишком сложным, но значительно уменьшает итоговую себестоимость букетов. Плюс мы поставляем эти коробки и ленты нашим франчайзи и другим цветочным магазинам – в последнем случае без брендирования», – комментирует Сания.
В феврале 2024 года супруги собрали первую партию собственноручно выращенных голландских тюльпанов объемом 1 млн штук. Для этого под Алматы была построена собственная теплица. Цветы поставлялись не только в собственные магазины, но и другим предпринимателям. Впрочем, основная их масса все же привозится из-за границы – Эквадора и Колумбии. Доставка осуществляется самолетами, два-три раза в неделю. Основной объем приходится на розы.
«Почему Эквадор и Колумбия? Это мировые лидеры по выращиванию цветов. И когда говорят, что цветы привезены из Нидерландов, то, скорее всего, транзитом. Это хаб, куда продукция доставляется большими партиями из Латинской Америки, Африки, Азии, упаковывается и дальше уже разлетается по всему миру. В Нидерландах, конечно, цветы тоже производятся, но в гораздо меньших объемах», – объясняет предпринимательница.
Главное в крупном цветочном бизнесе – это соблюдение баланса. Как рассказывает Сания, у цветочников две главные проблемы – цветов или слишком много, или мало. Если мало, то возникают проблемы с ассортиментом, оформлением букетов, начинаются простои. А если чересчур много, то есть риск, что они начнут увядать, и в итоге это скажется на доверии клиентов. «Был случай, когда к нам прилетела испорченная партия цветов – в ходе перевозки была установлена неправильная температура. Такие риски полностью ложатся на наши плечи, мы лишь можем их минимизировать», – отмечает собеседница.
Назвать объем годовой выручки она отказалась, но все же поделилась некоторыми данными: в октябре 2021 года выручка компании составила 33 млн тенге (217 тыс. рублей), в октябре 2022-го – 133 млн (874 тыс. рублей), в октябре 2023-го – 330 млн (2170 тыс. рублей). Сания пояснила, почему в качестве ориентира выбрала именно октябрь – в этом месяце нет больших праздников. А вот 8 Марта, Новый год, 14 февраля – это супербонусные даты для всех цветочников.
«Но мы и в обычные дни имеем неплохую маржу. Мы сделали небольшой анализ: в будни в наших магазинах по всей республике каждые 1 минуту 49 секунд продается один букет. Мы создали такую систему, что не зависим от праздников. Хотя, конечно, праздничные дни – большой бонус для нас. В их преддверии мы проводим огромную работу. Заказы на эти даты начинаем делать уже в ноябре. Праздники мы любим, это безусловно», – смеется предпринимательница.
Останавливаться на достигнутом супруги не собираются. В планах – активный выход на международные рынки. Помимо уже работающих магазинов Royal Flowers в Бишкеке и Чикаго вскоре планируется открытие точек в Ташкенте и Дубае.
«В США цветочный бизнес сильно развит в офлайн-формате. Много магазинчиков, которые находятся при моллах, в центре городов, возле кафе и других общественных мест. Мы же делаем ставку на онлайн, и продажи в Чикаго пошли очень хорошо – вышли в плюс, будем вкладываться там дальше. В Бишкеке – то же самое. Мы не хотим ограничиваться только Казахстаном. Стремимся вывести наш цветочный бренд за границу, чтобы он был там узнаваемым и успешным», – говорит Сания.
На вопрос о том, как она спустя семь лет активного погружения в цветочный бизнес относится к цветам как подаркам, собеседница заверяет, что любит их еще сильнее, чем раньше. «Я люблю цветы, несмотря на то что занимаюсь ими практически круглые сутки. Всегда рада, когда супруг дарит букет. Дома всегда стоят свежие цветы. Они создают теплую атмосферу, улучшают энергетику, дарят хорошее настроение. А самые мои любимые – лютики. Это первые цветы, которые мне подарил муж», – улыбается Сания.