Об этом заявил в интервью корр. "БР" генеральный директор минского ОАО "Луч" Николай СТРИЖ.
- Для нас экономический кризис в первую очередь проявился в повышении финансовой нагрузки на предприятие: с начала года цена на газ увеличилась примерно на 40%, а на электроэнергию - на 30%. Увеличилась стоимость кредитных ресурсов, а также выросли платежи других обслуживающих организаций. Все эти дополнительные издержки необходимо вложить в цену товара при том, что покупательная способность населения будет снижаться.
Правда, пока мы этого не почувствовали: в Беларуси продажи сохраняются на уровне 2008 года. И признаков того, что белорусы экономят на обуви, пока нет.
В целом по нашему холдингу (в ОАО "Луч" входят несколько обувных предприятий) продажи на внешние рынки составляют около 40% - это Россия, страны Балтии и Украина. Вот эти программы очень пострадали, а больше всего - российские продажи. Но это не значит, что экспортные программы полностью свернуты.
Так что у нас кризис, на мой взгляд, носит больше идеологический характер. Возможно, находясь на последней стадии производственной цепочки - рядом с потребителем, - мы его не замечаем.
- Китайский проект для "Луча" оказался эффективным?
- Выпускать обувь в кооперации с китайской компанией мы начали в 2008 году, после того как поняли: противостоять неконтролируемому ввозу в страну китайской обуви невозможно, лучше производить обувь вместе, исключив российских посредников. Тем более что рынка комплектующих для обувной промышленности в Беларуси нет, а в Китае он прекрасно развит.
Но, в отличие от торговцев, которые фактически бесконтрольно через Россию завозят обувь в страну, мы совместно с нашей торговлей выбираем модель, отслеживаем поставки, а также качество фурнитуры и всех китайских комплектующих.
В этом году в кооперации с китайской компанией планируем изготовить 30 тысяч пар обуви. Такая обувь выпускается под маркой Aveneva (марка запатентована ОАО "Луч").
Могу сказать, что эффективность у этого проекта достаточно высокая. При нынешнем уровне объявленных цен обувь под маркой Aveneva продается с рентабельностью 30-35%, в то время как при комплектации обуви внутри страны мы имеем рентабельность всего лишь на уровне 11%.
- Получается, с китайцами выгоднее не конкурировать, а сотрудничать?
- Мы вынуждены это делать. Китай сумел создать у себя рынок комплектующих, открытый рынок материалов. Там есть все. Китайцы могут выполнить заказ за сутки: сел в машину, поехал на рынок, и модельер выбрал все, что нужно. На это можно потратить всего 2 часа.
У нас же, чтобы привезти образец из-за границы, нужно потратить 2 недели (растаможить, доказать, что это образец, и т. д.). А для его изготовления нужны определенные типы кожи, фурнитура и т. д., но выясняется, что этого в Беларуси нет...
- Проблема коммуникаций при организации бизнеса с китайским партнером не возникла?
- Нет, многие китайцы говорят и по-русски, и по-английски. К тому же у меня был переводчик: дочка училась в Китае.
- В результате получилось импортозамещение в русле актуальной на сегодня антикризисной программы?
- Я скептически отношусь к разного рода программам. Конечно, это импортозамещение. Мы импортируем китайские детали и материалы и изготавливаем из них обувь, не давая возможности проникнуть этой продукции через российскую границу в готовом виде.
- Есть ли планы по расширению этого проекта?
- Посмотрим, как пойдут дела в этом году. У нас уже появились крупные оптовые заказчики. Раньше они завозили обувь с Черкизовского рынка, а сейчас готовы торговать нашей продукцией.
Пока инвестиции на реализацию данного проекта были небольшими. Дополнительно приобрели немного оборудования. Потребовалась перестройка цеха. С нынешними объемами пока справляется один производственный поток. Если все будет удачно, к следующему году подготовим цех для производства обуви на основе китайских комплектующих. Самое главное, как рынок ее востребует.
С другой стороны, мы не можем свободно планировать долгосрочную стратегию развития своего холдинга, не думая о том, что нам нужно переводить производство в другое место. Внутри Минска нас "поджимают" программы, связанные с вытеснением производства из центра города.
Нам нужна новая площадка, чтобы разместить там свои предприятия. Эту стратегию мы разрабатываем с 2003 года, в этом году подошли к кристаллизации идеи. Теперь нужно понять: кто, как, где и за какие средства это будет делать.
Думаю, к концу года придем к реальному обсуждению этого проекта. Будем вносить свои предложения в горисполком и выше.
- Фактически речь идет о создании на новом базовом уровне современного производства?
- Очевидно, что мы будем строить новое производственное здание. Чтобы это сделать, нужны инвестиции. ОАО "Луч" расположено в центре города. Возможно, кто-то заинтересован в том, чтобы эту площадку осваивать вместе с нами (мы тоже в этом заинтересованы).
Что касается оборудования, то техническая оснащенность наших предприятий достаточно высока, хотя покупка нового оборудования потребуется. Власти города тоже заинтересованы в переносе нашего предприятия из центра города. Так что теперь надо искать площадку. Задача исходя из масштабов нашего бизнеса очень объемная.
- Особенно в условиях кризиса?
- Что значит кризис? Ведь жизнь не остановилась. Рождаются новые проекты: одни умирают, на смену им приходят другие.
И вообще, вы затронули больную для меня тему. Мне горько видеть, как за 20 лет Китай стал супердержавой. Какой продукцией он заполонил мир? Он что - освоил интеллектуальный продукт? Или интегральные схемы? Ничего подобного. Он производит товары народного потребления. Подчеркиваю: товары потребления. И таким образом имеет почти половину мирового потребления товаров.
- Инвестиционные планы в этом году не корректируете?
- Обсуждаем возможность дополнительных инвестиций в предприятие "Чевляр" через увеличение его уставного фонда. Пришел новый участник. Первый был из Словении, но отошел от прежнего бизнеса. Сейчас это российская компания, она имеет рынок сбыта и размещает заказы в СООО "Чевляр", соответственно, заинтересована в развитии предприятия.
Чтобы "Чевляр" приобрел новое дыхание, инвестор должен вложить в него 1 млн. USD, а мы, со своей стороны, - 1,5 млн. USD. По тому же образцу мы хотели бы привлечь инвестиции в еще одно дочернее предприятие. Этот проект мы обсуждаем с латвийской компанией. У нее также есть рынок, она продает обувь для спецструктур и готова разместить заказы на нашем производстве. Постараемся вовлечь ее в свой бизнес.
Латвийский инвестор от кризиса пострадал, поэтому я не могу уверенно сказать, не изменится ли его программа. Этот вопрос мы должны решить в первом полугодии. Если латвийский инвестор откажется, будем искать другого заинтересованного партнера.
Справка "БР" Обувное предприятие "Луч" образовано в 1924 году, в июне 2009 года отметит 85-летие. В 1990 году стало арендным предприятием, а в 1994 году - акционерным обществом. В состав объединения входят обувные предприятия "Сивельга", "Отико", "Чевляр" и "Рейлит". В ОАО работают около 2 тыс. человек. В 2008 году ОАО "Луч" произвело 1,7 млн. пар обуви (в сопоставимых ценах на 5,7% больше, чем в 2007 году) - это второй показатель в Беларуси после СП "Марко". На долю минского объединения приходится 17% белорусского рынка производителей обуви.