Почти половина опрошенных белорусских перевозчиков ощутили на себе последствия закрытия Польшей в феврале 2023 пункта пропуска "Бобровники" и введение ограничений на передвижение фур в "Кукурыках". Такие результаты в ходе проведенного опроса получила Международная биржа автомобильных грузоперевозок ATI.
У перевозчиков спросили, как на их работе сказались февральские ограничения Польши на пересечение границы? На что 49% опрошенных относительно спокойно восприняли "польский пакет санкций" и ответили: “Да, это серьезно осложнило работу с ЕС, но буду продолжать”.
Остальные ответы получились такими:
24% перевозчиков особенных изменений не заметили, ответив "Работать с ЕС весь 2022 было сложно – сильно хуже не стало".
17% перевозчиков достаточно серьезно пострадали и с трудом справляются с ситуацией. Их ответ: "Работать стало невозможно, подумываю переключаться на другие маршруты".
10% перевозчиков не ездят по этим направлениям, поэтом ограничения Польши на них отразились: “Никак, не работаю со странами Евросоюза”.
Напомним, что в феврале этого года польские власти полностью закрыли пункт пропуска "Бобровники" на границе с Беларусью и запретили большегрузам, не зарегистрированным на территории ЕС, пересекать границу через погранпереход "Кукурыки".
Из-за этого резко возросла нагрузка на латвийские и литовские пункты пропуска на границе с ЕС. По данным Пограничного комитета Беларуси, за прошлую неделю скопление грузового транспорта на въезд в страны Евросоюза увеличилось на 25%. При этом постоянно фиксируются задержки в оформлении большегрузов: в минувший понедельник, например, литовская сторона пропустила на свою территорию всего 34% фур от установленной нормы.
"Примечательно, что помимо увеличения времени на простои в очередях, и вытекающих отсюда финансовых затрат, в остальном условия работы для белорусов не поменялись. Ограничения, введенные в "Кукурыках" продублировали прошлогодние санкции ЕС, распространяющиеся на Беларусь и запрещающие им пересекать границу с Польшей. Вот уже около года все перевозки выполняются по системе перецепа/перегруза", – комментирует директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.
Однако от этого запрета пострадали перевозчики из других стран – не членов ЕС, которые въезжали на его территорию через Беларусь. Это водители из Казахстана, Китая, Кыргызстана, Сербии, Молдовы, Узбекистана. Фуры из этих стран теперь тоже стоят в многокилометровых очередях на латвийской и литовской границах.
"Белорусские же фуры простаивали в километровых очередях на границе с Польшей, Литвой, Латвией весь прошлый год. Поэтому, как бы печально это не звучало, но долгое и проблемное прохождение границы с ЕС для перевозчиков стало уже ни чем-то из ряда вон выходящим, а плановыми издержками. Игроки рынка приспосабливаются к текущим реалиям. Но мы видим, что по мере того, как растет количество запретов, ограничений и пакетов санкций, сокращается и количество перевозчиков, желающих работать со странами Евросоюза", – отмечает Татьяна Солдатенко.
По словам эксперта, спрос на перевозки в страны Европы снижался весь прошлый год. В 2022-ом в целом белорусские компании были заняты поиском новых партнеров, поставщиков, рынков сбыта, которые нашлись в странах Средней Азии и Закавказья.