"С учетом экономического кризиса мы прогнозируем, что дефицит денежных средств повлияет на то, что некоторые юридические лица, возможно, предприниматели будут стараться каким-то образом уклоняться от уплаты налоговых платежей либо вообще осуществлять деятельность "в тени" - без государственной регистрации", - сказал, отвечая на вопрос корреспондента "БР", начальник управления по расследованию преступлений ДФР КГК Дмитрий Адамович. "Но я думаю, что эту криминальную деятельность мы будем пресекать и обеспечивать полноту платежей в бюджет", - добавил он.
В свою очередь директор департамента Сергей Барановский обратился через присутствовавших на пресс-конференции журналистов "ко всем руководителям предприятий и организаций, где проходят госзакупки - так называемые тендеры". "Мы отслеживаем все тендеры. Тем сделкам, которые, с нашей точки зрения, неправомерны и проводятся не с теми субъектами, с которыми необходимо по ценовой политике, мы будем давать правовую оценку", - заявил С. Барановский.
Так что руководителям предприятий следует заранее подготовить серьезные аргументы в пользу того, почему по результатам проведения тендера на поставку каких-нибудь стройматериалов и оборудования предпочтение было отдано тому или иному поставщику или производителю.
В настоящий момент Комитет государственного контроля (КГК) проводит проверку законности при проведении реконструкции Национального академического Большого театра оперы и балета и продажи объектов в историческом центре белорусской столицы.
"Мы будем проверять тендеры на проведение реконструкции: каким образом, кем, за какие средства проводилась продажа и покупка недвижимости в историческом центре Минска", - сказал С. Барановский.
По результатам проверки, подчеркнул он, "будет дана правовая оценка всем должностным лицам, как с нашей стороны, так и других правоохранительных органов".
Впрочем, если по результатам проверок будут возбуждены уголовные дела, то у виновных есть шанс избежать суда.
Как сообщил С. Барановский, на основании статьи 88-1 (освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба) УК Республики Беларусь органами финансовых расследований Комитета госконтроля в 2008 году было прекращено 30 уголовных дел, в бюджет поступило 15,3 млрд. BYR.
Для сравнения: в 2006 году по данной статье было прекращено только одно уголовное дело по указанным основаниям и в бюджет поступило 700 млн. BYR, в 2007 году - 20 уголовных дел и 2,1 млрд. BYR соответственно.
В настоящий момент в Комиссии по вопросам помилования при президенте Республики Беларусь находится на рассмотрении еще 167 ходатайств. "У нас нет цели, чтобы все обязательно сидели за совершенные преступления", - подчеркнул С. Барановский.
В целом за прошлый год по результатам проверок финансовой милиции было возбуждено 1.333 уголовных дела. Сумма предъявленных к уплате налогов и административных взысканий увеличилась на 39,3% и составила 142,3 млрд. BYR.
В сфере оборота нефти и нефтепродуктов в 2008 году возбуждено 64 уголовных дела, арестовано 746 т нефти и нефтепродуктов.
В частности, за уклонение от уплаты налогов ДФР возбуждены уголовные дела в отношении директоров двух частных фирм, которые при реализации нефтепродуктов уклонились от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере в общей сумме 10,1 млрд. BYR. В счет возмещения ущерба, причиненного государству, наложен арест на 27 квартир в жилом доме в г. Минске и на денежные средства в сумме более 1 млрд. BYR. Приостановлены операции по расчетным счетам 10 лжепредпринимательских структур.
В прошлом году благодаря совместным действиям белорусской финансовой милиции с российскими коллегами в Москве ликвидировано 50 лжепредпринимательских структур. По словам Д. Адамовича, преступная группа использовала счета этих предприятий для проведения незаконных финансовых операций по переводу безналичных денежных средств (белорусских и российских рублей) в наличную иностранную валюту, то есть занималась обналичкой.
"Практика показывает, что доход от таких операций составляет 3-5% от перечисленных по счетам сумм. Однако в соответствии с белорусским законодательством мы инкриминируем виновным лицам весь оборот денежных средств", - пояснил Д. Адамович.