Россия в условиях войны возьмет всю белорусскую продукцию. Экспортные приоритеты будут реальными, но за счет внутреннего рынка – возможного дефицита и роста стоимости продуктов питания.
Александр Лукашенко всерьез озаботился наращиванием экспорта сельхозпродукции. 18 марта он посетил Глубокский район Витебской области, где заявил, что «момент тяжелый, но в то же время шикарнейший момент. Россия открыта. Нам открывается прекрасная возможность. И деньги хорошие. Нас российский рубль что, не устраивает? Устраивает. Мы можем топливо купить, сырье, ресурсы. Для сельского хозяйства лучшего времени не будет».
Кроме того, по его словам, «война закончится в Украине. Там же все разбито. Они посеют ли еще в этом году. Тоже надо людей кормить — 40 миллионов. Мы и так на 7 млрд долларов там торговали. Продавай, пожалуйста».
Буквально через пару дней вице-премьером, ответственным за АПК, вновь назначают Леонида Зайца. Того самого Зайца, которого в свое время уволили с должности министра сельского хозяйства. Очевидно, именно на специалистов такого уровня делают ставку. К тому же Лукашенко заявил, что «нельзя забывать про наращивание экспорта». За 2021 год, по его словам, поставки на внешние рынки выросли более чем на 17%. «В денежном выражении это почти 7 млрд долларов — то, к чему мы стремились. В этом году надо превзойти эти показатели».
Но способно ли сельское хозяйство нарастить экспорт продовольствия? Об этом корреспондент газеты «Белорусы и рынок» поговорил с кандидатом экономических наук Петром Мигурским.
«Заяц и сельское хозяйство: замены нет?»
— Леонид Заяц — один из лучших специалистов в сельском хозяйстве. А с другой стороны, добавляется административный ресурс, которым он умеет распоряжаться.
Многие негативно оценивают деятельность Зайца на должности «губернатора» Могилевской области. Лично я так не считаю: именно он за такой короткий срок губернаторства затормозил падение экономики Могилевской области. Если бы не он, экономику Могилевщины ожидал бы такой провал, который и не снился некоторым минским чиновникам.
Надо сказать, что в каждой области есть провластные регионы и места, претендующие на звание «экономической пустыни». Для Могилевской области такая ситуация особенно характерна. В частности, на юго-востоке есть семь районов, которые пользуются четырьмя позициями по льготам. А кроме них, есть Чаусский район, который претендует на звание «экономической пустыни», в таком же положении процентов 30-40 Могилевского района, такая зона появилась в Шкловском районе. Можно себе только представить, что тогда в Мстиславском районе, Дрибинском.
Пройдет некоторое время – и Зайца будут вспоминать самыми добрыми словами как человека прагматичного, приближенного к боевым экономическим условиям и активно решающего проблемы. Хотя не совсем удачно.
«Экспорт нарастить можно. Вопрос – в цене»
— Леонид Заяц в день назначения очертил главные свои задачи на посту вице-премьера: насытить продуктами питания внутренний рынок и обеспечить рост экспорта. Сельское хозяйство в нынешнем состоянии способно выполнить поставленные задачи?
— Эта задача не так уж и недостижима. Что для этого нужно? Первое и самое главное – наращивать объемы производства. Фермеры точно будут наращивать производство, домашние хозяйства тоже, судя по тому, как сейчас раскупается их продукция.
А вот с крупно-товарными государственными предприятиями – огромнейшая-огромнейшая проблема. Нет мотивации. Я имею в виду качественной мотивации, которая базируется на обладании основными средствами. У нас земля не является предметом торговли, не входит в состав основных средств, владение которыми и обеспечивает эффективность. Земли сельхозназначения надо сделать частными, дать возможность людям выкупить их. Этого не надо боятся: земля тот товар, который не перевезешь, а раз ты ее уже взял – значит, будешь обрабатывать. Почему? Потому что есть еще и налоги на землю.
А с другой стороны, ситуация в мире изменилась. Да, Россия на сегодняшний день возьмет всю нашу продукцию. Но, находясь под санкциями, торговать только с Россией или только с Китаем и надеяться на то, что Россия бросит все средства на поддержание экономики Беларуси не стоит. Так не бывает. Нет сейчас рынка сбыта в Украине, особенно горюче-смазочных материалов, нет рынка сбыта в Европе, нет доходов от экспорта калийных удобрений. Возможно, белорусские комбайны и тракторы пойдут на экспорт в больших объемах. То есть, сам экспорт продукции, связанный с производством продуктов питания и сельскохозяйственного машиностроения, возможно, пойдет в рост.
«Куда ни повернись – всюду проблемы»
— Украина – огромнейший для нас рынок. Раньше она поставляла нам зерно твердых сортов. Но сейчас там война. Будет ли поставлять нам зерно Россия? Возможно, что нет.
У нас огромнейшее недопроизводство зерна. В Беларуси, по традиционным подсчетам (тонна на одного человека), должно производиться 10 миллионов тонн зерна – без приписок, чистого амбарного веса. Если нет этих объемов зерна , то никакого развития животноводства не будет, а про экспорт вообще надо забыть. У нас до точки продовольственной безопасности – примерно 3 млн тонн не хватает, их надо найти. Кстати, их можно найти в Беларуси.
Вы посмотрите: в Беларусь картошку завозили даже из Египта. Цены на капусту выросли в 3 раза за какие-то полгода. Картошка, капуста, морковка, свекла…Сейчас частный сектор упор сделает именно на производстве этих культур. Домашние хозяйства заполнят ниши в сельском хозяйстве, то есть домашние погреба снивелируют возможный дефицит продуктов питания на прилавках магазинов. Приехали из города на дачу, затарились продуктами — и создается иллюзия, что в стране много продуктов.
— А что на самом деле?
— По производству молока проваливает Могилевская область однозначно, проваливает Гомель, проваливает Витебск. Сегодня уповать только на революцию в производстве молока только в Брестской области не приходится, там тоже темпы начинают постепенно падать.
Производство мяса проваливается в Витебской области, Могилевская область традиционно проваливает (по итогам прошлого года минус 15%).
Куда ни повернись — в сельском хозяйстве всюду проблемы. Кстати, у фермеров таких проблем нет. Вернее, есть, но они успешно их решают.
— Чего сегодня не хватает сельскому хозяйству?
— Денег. Надо минимум 3 миллиарда долларов влить в сельское хозяйство в виде различного рода дотаций. Дают 600-650 миллионов. О том, что давали 10 лет назад (кстати, 10 лет и показатели были совершенно другие), сегодня колхозники могут только мечтать.
«Приоритет в экспорте» — это колоссальный комплекс проблем. Еще в этом могу можно нарастить какое-то производство, хотя, судя по падежу скота, не факт.
Для производства мяса важны не только корма, но и ветеринарные препараты. Все они импортные. Китайцы хотели напрямую поставлять витамины на комбинаты хлебопродуктов для производства комбикормов, у нас отказались — только через Германию. Отправились витамины в Германию и вернулись в Беларусь в пять раз дороже. Это разве не коррупция? Нанос выкачивает бюджетные деньги и распределяет их по разным карманам.
— То есть, наращивание экспорта сельхозпродуктов возможно, но в ущерб внутреннему рынку?
— Да. Более того, в этом году западные санкции, возможно, и не слишком угнетающе подействуют на сельское хозяйство, но в будущем году, через год могут вообще привести к обвалу. Негатив будет идти по нарастающей, проблемы с экспортом возникнут точно.