Российский премьер-министр Михаил Мишустин поручил обеспечить приоритетность перевозки топлива железными дорогами по сравнению с другими грузами. И это не очень хорошая новость для белорусского экспорта. Похоже, нашему правительству придется повременить с планами по увеличению поставок грузов через территорию России.
Скорее всего, принцип приоритетности перевозки топлива будет действовать до конца этого года. В российском правительстве необходимость такой меры объясняют «сложностями с обеспечением нефтепродуктами на фоне аварий на НПЗ».
По оценке агентства Рейтер, по состоянию на начало недели удары украинских дронов могли вывести из строя до 13% российской нефтепереработки. Это уже отразилось на рынке. Призрак дефицита топлива привел к росту цен на бензин.
Но проблема не в том, что топлива не хватает. Топливом Россия в состоянии себя обеспечить. Удары по НПЗ нанесли удар еще и по логистике. В российском правительстве опасаются, что из-за нарушения привычных маршрутов могут возникать перебои с топливом в отдельных регионах.
«Приоритетный вывоз с НПЗ позволит обеспечить увеличение производства и дополнительно насытить топливом региональные нефтебазы в период сезонного роста спроса», — написал Коммерсант.
Однако для Беларуси это решение может иметь негативные последствия. С 2022 года Россия является единственным маршрутом, доступным для белорусского экспорта. И, естественно, российские железные дороги играют тут ключевую роль. Вне зависимости от того, идет речь о дальних перевозках грузов в Китай, либо об их доставке в российские порты.
За прошлый год белорусские власти много сделали, чтобы наладить новые логистические цепочки. Перевозка белорусских грузов по российским железным дорогам выросла в 1,5 раза. Через российские порты Беларусь отправила 14,1 млн тонн грузов. В Китай ушло 1500 белорусских контейнерных поездов, что в 1,6 раза больше, чем в 2022 году.
В этом году Беларусь рассчитывала возить через Россию еще больше. Как минимум увеличить перевалку грузов через российские порты до 15 млн тонн. Потому что цены на белорусский экспорт снижаются, и чтобы сохранить прошлогодние доходы — нужно продавать больше.
Правда, эти планы с самого начала были не очень надежными. Чтобы увеличить объемы перевозок, нужны были вложения в реконструкцию железных дорог. Учитывая новые российские приоритеты, выполнить эти планы будет еще труднее.
Причем в зоне особого риска оказывается ключевой для Беларуси экспортный продукт. Большая часть белорусского калийного экспорта в Китай, скорее всего, идет по российским железным дорогам. В направлении с запада на восток. То есть, как раз по тому маршруту, который может оказаться первым в списке на оптимизацию.