О чем шла речь в зале, где собрались лучшие из лучших, можно сказать, весь кадровый резерв президента? Если в общем, то Лукашенко говорил за жизнь, но с акцентом на усложнившуюся ее диалектику.
Он так и сказал: "Уважаемые товарищи!.. Я хочу сконцентрировать ваше внимание на тех новых тенденциях, которые проявляются в изменяющемся мире, и на необходимости нашей адекватной реакции на эти изменения... Как уважающее себя государство, она (Беларусь. - Прим. К. С.) активно, последовательно вместе с союзниками-партнерами участвует в формировании одного из серьезных мировых центров силы, отстаивая свои национальные интересы и принципы справедливого устройства мира".
Правда, оратор не уточнил, сколько у Беларуси союзников, а сколько партнеров. А хотелось бы. Ведь партнером может быть каждый, кто в силу обстоятельств по своей воле или вынужденно вступает в контакт, а союзником - только тот, кто имеет по отношению к партнеру очень важные и подлежащие исполнению обязательства. И, как ни крути, получается, что союзник у нас один - Россия. Причем союзнический ее статус недостаточно полно прописан, что продолжает вызывать толки и кривотолки. Определиться с этим должен не кто иной, как Лукашенко, но он только тем и занимается, что всякий раз их опровергает.
По этому поводу вспоминается реплика киношного Иоанна Грозного, обращенная к режиссеру Якину: "Как же тебя понять, ежели ты ничего не говоришь?". А тот в ответ: "Языками не владею, ваше сиятельство!".
Лукашенко тоже посетовал, что на предприятиях мало специалистов "с языками": "Как же они на внешних рынках торговать будут?".
На наш взгляд, было бы что продавать. Хороший продукт не больно нуждается в рекламе.
На сей раз президент назвал проект Союзного государства "долгостроем", но "не провалом, не утопией". А ведь именно по причине долгостроя лопнул проект строительства коммунизма в СССР. Обещали одному поколению, другому... Третье попробовало перестроить. А у четвертого терпение лопнуло, и оно, как ему казалось, взяло власть в свои руки, выбрав себе президентов по образу и подобию так называемых демократических стран. Как говорится, пошарили на внешних рынках и подобрали подходящую должность преемникам бывших первых секретарей. Для обеспечения, так сказать, легитимности демократическим способом.
Многим кажется, что и не надо было. Но теперь поздно. "Как партком сказал, так и будет!" - советская демократия повторилась на новом витке мирового развития.
Горько, разумеется, и обидно. Но ведь надо было знать, что данный тип демократии позиционировал себя в качестве высшей формы подлинного народовластия.
Спичрайтерам президента теперь и голову не надо ломать. Раскрывай любой справочник советского партработника и цитируй: "Важна и нужна не внешняя "демократическая" оболочка. И тем более не привезенная и не насаженная извне. Такая наспех привитая демократия неустойчива. Она приходит и уходит. Но беда в том, что такие "мичуринские" упражнения наносят труднопоправимый вред стране, экономике и, в конечном счете, народу".
Но вот ведь в чем соль: никто на самом деле нам эту "оболочку" не навязывал. Сами подбирали черенок, сами в спешке прививали к выбранному подвою, а прижилось - на загляденье. Плод получился урожайным, крупным, терпким, зимостойким и устойчивым к парше. Правда, на вкус не очень. Говорят, полезный, но напоминает желуди.
Ешь - хоть лопни, другого не будет.
Кому-то от этого польза, а кому-то и труднопоправимый вред. Чего больше, тяжело сказать.
С демократией проще. Оказывается, "ее у нас и сегодня на деле не меньше, чем у любого из соседей, - той демократии, которая реально, повседневно нужна человеку, его семье. А не пустой болтовни за счет зарубежных спонсоров".
Смело сказано. Семья хоть и ячейка общества, но не политическая, а скорее социально-сексуальная. И всякий знает, что даже после самого демократического общения супружнице - а поговорить?! - хочется. Не найдешь подходящих для нежной и пустой болтовни слов, вполне может найти даже и заграничного спонсора.
Несколько лет назад Лукашенко, распекая швейников за неумение работать, требовал: "Не можете сами кроить, воруйте лекала! И на всякой фигуре будет ваш костюм сидеть, как влитой".
То же самое относится и к демократии. Есть, поверьте, на самом деле достойные подражания образцы.