Во-первых, это размещение в Калининградской области ракетных комплексов "Искандер-М" с дальностью действия до 500 км, что позволит держать под контролем, помимо ракет под Слупском, практически всю территорию Польши, а также часть Германии и Чехии.
По мнению ряда экспертов, базирование "Искандеров" в Калининградском особом районе имеет целью также остудить и "горячие головы" в странах Балтии, откуда в последнее время все чаще раздаются антироссийские заявления и предложения разместить у себя передовые позиции американской ПРО.
Во-вторых, в послании говорится о передислокации в западный российский анклав средств радиоэлектронного подавлении (очевидно, станций мощных шумовых помех) для нарушения работы радиолокационной станции (РЛС), расположенной в Чехии. В Москве, похоже, всерьез опасаются, что эта станция возьмет под контроль воздушное пространство над территорией России (от западных границ до Урала) и позволит отслеживать пуски баллистических ракет с этой территории.
И наконец, президент Д. Медведев заявил о том, что Россия не будет снимать с боевого дежурства, как это планировалось ранее, три полка Козельской ракетной дивизии, расположенной в Калужской области. На ее вооружении вот уже несколько десятилетий находятся шахты со стратегическими ракетными комплексами С-18, известными на Западе как "Стилет". Эти ядерные МБР оснащены разделяющейся головной частью, надежной системой преодоления ПРО и имеют дальность полета более 10 тыс. км.
Именно эти ракеты Россия должна была сократить по Договору СНВ-2, который так и не вступил в действие. Гарантийные сроки эксплуатации "Стилеты" выслужили давно, однако посредством специальных мероприятий служба их уже несколько раз продлевалась. Пока эти МБР планируется сохранить в боевом составе РВСН до 2016 г., а в случае обострения отношений с США - и далее.
К слову, командующий РВСН Николай Соловцов уже не раз говорил о том, что объекты американской ПРО в Польше и Чехии могут стать целями для российских стратегических комплексов.
Комментируя по горячим следам "военную" часть послания Д. Медведева, многие обратили внимание на то обстоятельство, что, перечисляя меры противодействия ПРО, российский президент ни словом не обмолвился о взаимодействии в этом направлении с Беларусью, как это не раз происходило в прошлом.
Из этого поспешили сделать вывод, что причиной умолчания стали противоречия между союзниками. По одной из версий, все дело в отсутствии договоренностей по цене на газ. По другой - в нежелании президента Лукашенко осложнять только-только потеплевшие отношения с Западом.
Между тем сохранение на боевом дежурстве Козельской ракетной дивизии, находящейся в зоне досягаемости крылатых ракет ударной авиации стран НАТО невозможно в принципе без содействия Минска. Без использования потенциала белорусской ПВО защитить от удара с воздуха позиции российских МБР, находящиеся между Москвой и Уралом, практически нереально.
Более того, некоторые эксперты даже посчитали сохранение в строю Козельской дивизии РВСН косвенным свидетельством в пользу подписания в ближайшее время многострадального соглашения о создании единой белорусско-российской системы противовоздушной обороны.
И события последующих дней, похоже, подтвердили правоту верящих в светлые перспективы стратегического сотрудничества России и Беларуси. Так, 7 ноября в СМИ было вброшено высказывание некоего военного источника в Министерстве обороны РФ, из которого следовало, что, помимо размещения в Калининградской области к 2015 г. пяти бригад, оснащенных оперативно-тактическими комплексами (ОПТРК) "Искандер", существуют и планы оснащения ими Вооруженных Сил РБ.
А 11 ноября об отсутствии каких-либо разногласий по поводу ответа на размещение в Европе позиций ПРО США между Москвой и Минском высказался в интервью американской газете The Wall Street Journal президент Беларуси Александр Лукашенко.
Более того, как стало известно из показанной на днях телеверсии этого интервью, белорусский лидер заявил, что перевооружение ОПТРК "Искандер" наших ракетных бригад предусмотрено перспективными планами Минобороны РБ. И этот процесс будет происходить вне зависимости от того, разместит ли Россия ракеты данного типа в Калининградской области.
Еще через день, отвечая на вопрос о возможности поступления в Беларусь ракетных комплексов "Искандер", директор по особым поручениям ФГУП "Рособоронэкспорт" Николай Димидюк заявил, что никаких ограничений на этот счет не имеется. Правда, сначала они поступят на вооружение российской армии.
Здесь следует оговориться, что пока речь идет о поставках в Беларусь комплексов "Искандер-Э", обладающих радиусом действия 300 км. Российские бригады должны получить ОПТРК "Искандер-М", способные поражать цели на расстоянии 500 км. Однако в кругах, близких к ВПК, муссируется информация о возможности увеличения дальности его действия примерно до 1.000 км за счет использования новой крылатой ракеты.
В случае выхода России из Договора о ракетах средней и меньшей дальности 1987 г. такие ракеты могут поступить на вооружение российской армии. А если Беларусь поддержит этот шаг, то и в наши войска.