Агентство по приватизации в Беларуси создается по предложению Международного валютного фонда (МВФ).
Независимость - залог эффективности.
Недавно МВФ принял решение об увеличении финансирования программы stand-by в Беларуси на 1 млрд. USD - до 3,52 млрд. USD. Допфинансирование оговорено условием, что в стране начнется реальная приватизация.
Структурные реформы, неотъемлемой частью которых является приватизация, нужны Беларуси, и это хорошо понимают международные эксперты. Иначе Беларусь не сможет построить эффективную экономику, да и рассчитаться за кредиты ей будет достаточно проблематично.
При этом международные эксперты готовы помочь белорусскому правительству организовать этот процесс в соответствии с западными стандартам. Национальное агентство по приватизации должно продемонстрировать готовность страны привлекать инвестиции прозрачно, на конкурентных условиях.
Нельзя сказать, что белорусское правительство не знает об этом. Об этом свидетельствует принятая в прошлом году масштабная программа по акционированию предприятий. В начале этого года премьер-министр Сергей Сидорский жестко критиковал отраслевые министерства и ГКИ за неэффективное использование госсобственности, инертность в привлечении инвесторов и потребовал системной работы по продаже акций.
Ведь потенциальная возможность продавать госпакеты акций у ГКИ есть и сейчас. Утвержден перечень из 44 ОАО, акции которых намечено продать по конкурсу и на аукционах. Никто вроде бы и не запрещает их продажу, но сделок нет.
Поможет ли национальное агентство по приватизации сдвинуть с мертвой точки процесс приватизации?
Пока неясен сам статус агентства, неизвестно также, кому оно будет подчинено. По имеющимся данным, обсуждалась возможность его подчинения Администрации президента или Минэкономики. В таком случае это будет противоречить международным нормам. Согласно им, такая структура должна быть независимой и иметь соответствующие полномочия по реализации госимущества.
Если в Беларуси будет иначе, прогресса в области приватизации ожидать не стоит. В лучшем случае агентство постарается выполнить доведенные показатели, чтобы отчитаться перед финансовыми донорами.
Пока не сдохла священная корова.
При каких условиях продажи первых 5 предприятий могут послужить началом системной приватизации в стране?
Прежде всего, потребуется скорректировать приватизационное законодательство в части полномочий по распоряжению госимуществом. Сегодня директивно ответственность за процесс приватизации в Беларуси возложена на ГКИ, но оно давно не обладает ни полномочиями, ни необходимыми инструментами для его проведения.
Сейчас в стране все приватизационные сделки стоимостью свыше 10 тыс. базовых величин (1 БВ - 35 тыс. BYR) контролируются президентом страны. То есть все мало-мальски значимые продажи согласовываются с Администрацией президента.
Правительство неоднократно пыталось хоть чуть-чуть перетянуть одеяло на себя, но безрезультатно. Весной этого года ГКИ внесло в правительство проект закона о приватизации, которым снова предлагается расширить полномочия правительства и ГКИ по распоряжению госсобственностью. Будет ли поддержана эта норма, неизвестно.
Очевидно также, что агентство по приватизации сможет выполнить свою миссию лишь в том случае, если властные структуры Беларуси поменяют отношение к самой приватизации. Они до сих пор не верят, что приватизация способствует более эффективной работе предприятий. Поэтому им по-прежнему хочется удержать в своих руках все что есть, не допустить никакой приватизации, поскольку она, по их мнению, только ухудшит ситуацию.
Свидетельством отсутствия в Беларуси грамотной концепции приватизации является то, что она раздроблена на ведомства: каждое отраслевое министерство имеет свое видение этого процесса, а это не помогает решению стоящих перед экономикой задач.
Например, недавно Минпром заявил, что при реформировании предприятий нацелен на сохранение объединений. При этом в министерстве предполагают, что в перспективе акции отраслевых холдингов могут быть переданы профильным российским компаниям в целях создания транснациональных компаний или других структур. Здесь полагают, что таким образом можно привлечь инвестиции и сохранить управляемость организаций. И даже кризис не скорректировал эти подходы.
Сегодня приватизация в Беларуси нередко рассматривается в качестве инструмента для политического торга. Как пример - недавнее обсуждение с российскими компаниями "адресной" приватизации отечественных молочных заводов в качестве условия для получения очередного транша российского кредита.
...А выйдет как всегда?
Отсутствие политической воли, неготовность к принятию трудных и не всегда популярных на начальном этапе решений остаются основными барьерами на пути приватизации в Беларуси.
Имея такой фон, сложно рассчитывать, что с помощью международных экспертов ситуацию удастся изменить принципиально.
Тем более что это - не первая их попытка. Летом 1997 года, подписав меморандум со Всемирным банком, правительство Беларуси также взяло на себя обязательство ускорить приватизацию, а в качестве первого шага - продать 5 крупных предприятий. Тогда в пятерку попали ОАО "Гомельская промышленно-торговая фирма "8 Марта", "Мозырьдрев", "Красносельскцемент" (г. Волковыск), "Мозырьпромстрой" и "Белсантехмонтаж № 1" (г. Минск). Но результатом усилия по их приватизации не увенчались.
Очевидно, что без политической воли государства на прозрачную, основанную на международных подходах приватизацию и либерализацию отечественной экономики, сдвинуть процесс с мертвой точки в Беларуси не удастся. А для этого власть должна передать часть своих полномочий независимому приватизационному органу.
В противном случае создаваемое агентство может повторить печальный опыт агентства по привлечению иностранных инвестиций.
Следует напомнить, что с его помощью Беларусь предприняла первую попытку прорваться к зарубежным инвестициям летом 1995 года. Тогда новую структуру решили создать при Мингосимуществе не случайно: предполагалось, что основной поток инвестиций пойдет через приватизационные каналы. Мингосимущество с энтузиазмом поддержало эту идею и в рекордно короткий для нашей страны срок, буквально за 3 месяца, прошло путь от замысла до ее реализации.
Помнится, с каким небывалым интересом и профессиональным азартом ухватились за создание агентства банки, министерства, корпоративные объединения, - всем хотелось быть причастными к созданию новой структуры, сулившей финансовые дивиденды. Правда, уже на том этапе умные люди предупреждали, что структура, в которой 51% акций принадлежит государству, априори не может быть работоспособной. Тем более при нежелании проводить в стране структурные реформы. Так оно и оказалось.
Есть опасение, что агентство по приватизации может ожидать такая же участь.