Предприятия переориентируются, наладят работу в новых условиях, и экономика станет лишь сильнее. Так говорят чиновники. А что им отвечают экономисты?
Чиновники и управленцы с экранов телевизоров утверждают, что экономика работает по плану. Неприятности в виде небольшого проседания ВВП или потери некоторых рынков катастрофы не сделали, вскоре удастся переориентироваться и все наладится.
И не забывают каждый раз повторять, что все это мы уже проходили и прекрасно справились.
Почему никакой серьезной катастрофы после введения санкций не видно и действительно ли Беларуси и России удастся легко преодолеть временные трудности?
Об это рассуждает Константин Сонин, экономист, профессор Чикагского университета в программе «Живой гвоздь».
Он уверен, что военные действия, выбранный политический курс и санкции – все это нанесло катастрофический удар по российскому долгосрочному развитию. Экономистам сейчас даже сложно представить, как российская экономика будет существовать в долгосрочной перспективе.
Но надо понимать, что долгосрочная перспектива – это не несколько месяцев. «Мы сейчас видим, как обстановка ухудшается каждый день. Но в целом экономика не может ухудшиться мгновенно», - сказал Константин Сонин.
«Это иллюзия, что экономические санкции – это как выключение света: их ввели – и вдруг стало темно. Так санкции не работают», - подчеркнул он.
Он предложил каждому человеку провести мысленный эксперимент:
«Представьте, что вам урезали зарплату на 20%. С одной стороны, это очень плохо: придется покупать меньше вещей, более дешевые продукты, поход к зубному врачу придется отложить. Много чего изменится. Но никакой катастрофы от 20-процентного падения зарплаты не произойдет. Даже если вдвое сократить зарплату – все еще голода от этого не возникнет. Но вот если в течение нескольких лет зарплата упадет еще больше – вы начнете задумываться, не посадить ли картошку на приусадебном участке, отрывая время от работы или поиска работы. Вот это будет серьезный кризис», - объяснил эксперт.
«Никто не говорит, что от экономических мер российская экономика перестанет существовать. Но придется больше работать за меньшие деньги, жить хуже и короче. А в остальном все останется по-прежнему», - подытожил Константин Сонин.