Российский парламент на прошлой неделе принял закон, создавший правовую основу для внедрения новой формы нацвалюты – цифровой рубль.
Беларуси в этом году также предстоит определиться с этим вопросом.
Наряду с наличной и безналичной цифровой рубль станет третьей формой национальной валюты в России. Выпускать российские цифровые рубли будет центральных банк.
Как пишет «Экономическая газета», новая форма денег не предназначена для размещения вклада или получения кредита, этим по-прежнему будут заниматься только коммерческие банки. Также проценты на остатки средств в цифровых кошельках, где будет хранится новая форма денег, не будут начисляться.
Вместе с тем, преимущество для владельцев цифровых рублей (физических лиц) будет заключаться в том, что все переводы и платежи в новой форме денег станут бесплатными, а для субъектов хозяйствования комиссия за прием оплаты составят 0,3% от платежа.
Предполагается также, что цифровой рубль будет использоваться в трансграничных операциях. В России неоднократно звучали заявления о том, что цифровой рубль может быть востребован во внешнеэкономической деятельности в том числе для обхода западных санкций.
Согласно планам Банка России, тестирование первых реальных операций с цифровыми рублями начнется уже в августе 2023 года и станет следствием принятия закона о цифровом рубле, который заложил соответствующую правовую основу. Массовое обращение, когда все граждане смогут использовать новую форму денег, в России может начаться в 2025 году.
В Беларуси специалисты Национального банка уже подготовили концепцию цифрового белорусского рубля, тестируют технологии на случай его внедрения. До конца года с участием главы государства в Беларуси планируется рассмотреть вопрос о целесообразности использования в стране новой формы денег.
В апреле этого года руководство Нацбанка сообщило, что технологии по использованию цифрового рубля представляют наибольший интерес в трансграничных платежах. И это неслучайно.
Субъекты хозяйствования Беларуси столкнулись с многочисленными проблемами в сфере международных платежей в связи с западными санкциями. Поэтому механизм, который бы помог снизить уязвимость белорусских предприятий в ходе экспортно-импортных операций, весьма кстати.