После многочисленных задержек Белорусская атомная станция, кажется, наконец достроена. Второй энергоблок почти готов к промышленной эксплуатации. Но теперь появилась другая проблема: куда девать лишнее электричество.
С запуском второго энергоблока ежегодный объем производства электроэнергии на АЭС удвоится и составит 18 млрд киловаттчасов. По крайней мере, теоретически. Если второй энергоблок не будет ломаться так же часто, как ломался первый.
При этом за прошлый год потребление электроэнергии в Беларуси составило 38,5 млрд киловаттчасов. Министр энергетики Владимир Каранкевич сказал в пятницу, что по итогам этого года потребление электроэнергии в Беларуси вырастет до 41 млрд киловаттчасов.
«Самое главное, что это (ввод станции) обеспечивает удовлетворение возрастающей потребности в электрической энергии», — сказал Каранкевич.
Проблема в том, что лишние 2,5 млрд не решают проблему перепроизводства электричества. Даже до запуска атомной станции белорусская энергосистема была профицитной. То есть, электричества в стране производилось больше, чем было нужно.
«У нас и так электроэнергии хватало. И для промышленности, и для сельского хозяйства, и для людей», — сказал на этой неделе Александр Лукашенко.
До АЭС Беларусь, кстати, экспортировала электроэнергию в Литву и Украину. И именно ввод атомной станции поставил крест на экспорте белорусского электричества в страны Балтии.
При этом до запуска АЭС 99% электричества в стране производили ТЭЦ. Особенность ТЭЦ в том, что вместе с электричеством они производят и тепло. То есть отказаться от ТЭЦ в пользу электроэнергии с АЭС просто так не получится. Для этого нужна большая подготовительная работа. Белорусские власти правда планируют использовать больше электричества на отопление.
«Мы сделали определенную ставку поддержать наших людей… Сделали ставку правильно на то, чтобы людям предложить электричество. Люди говорят, что дешевле даже чем газовое отопление», — сказал Лукашенко.
Действительно. За 2021 и 2022 годы спрос населения на электроэнергию для отопления и подогрева воды вырос в пять раз. Если оценивать относительные темпы прироста, то цифра более чем внушительная. Но в абсолютных цифрах это 474 млн киловаттчасов. Чуть больше 2,5% от предполагаемого объема производства электричества на АЭС. Или чуть больше процента от общего потребления электроэнергии в стране.
При этом темпы перехода на электроэнергию для обогрева на самом деле замедляются. С начала этого года использование электричества для отопления выросло на 40%. То есть по итогу года будет примерно 700 млн киловаттчасов. Одна из проблем в том, что белорусские электросети не всегда дотягивают до высоких стандартов атомной энергетики.
«Но мы где-то там не дотягиваем по сетям… Нам надо увеличивать сети, чтобы этот провод, грубо говоря, шел прямо до дома человека», — сказал Лукашенко.
Если раньше в Беларуси в год реконструировалось 1,6 тыс. километров электросетей, то сейчас, чтобы привести их в соответствие, ежегодные объемы реконструкции будут увеличены вдвое. Не считая необходимости строить новые линии электропередач. То есть опять дополнительные расходы.
Еще одно направление – электротранспорт. Белорусские власти много говорят о том, как АЭС пригодится для электромобилей. Но в 2020 году потребление электроэнергии электротранспортом составило 12 млн киловаттчасов. По оптимистичному сценарию развития к 2030 году электромобили будут потреблять около 250 млн киловаттчасов.
Если перевести на электричество весь общественный транспорт, то на это потребуется не больше миллиарда киловаттчасов — примерно 2,5% от общего объема потребления электроэнергии. А куда девать еще 17 млрд лишних киловаттчасов электроэнергии с АЭС?
В общем, после ввода АЭС в стране появляется проблема — куда девать лишнее электричество. И при этом белорусские власти все равно думают о том, чтобы построить еще одну атомную станцию.