В 2022 году Банк развития выпустит облигации на сумму 2,6 млрд рублей. Такое решение закреплено в постановлении Совета Министров и Национального банка. Где будут размещены облигации? И на какие цели пойдут вырученные средства?
На вопросы газеты «Белорусы и рынок» ответили старший аналитик Альпари Евразия Вадим Иосуб и бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич.
Вадим Иосуб: Плохие долги убыточных предприятий оплатит население Беларуси
— Очевидно, что разместить ценные бумаги можно только на внутреннем рынке, где единственным покупателем могут стать госбанки, которые купят их в директивном порядке. Теоретически, кроме госбанков, ценные бумаги в меньших объемах могут купить государственные страховые компании.
Средства, которые будут аккумулироваться в Банке развития, с высокой долей вероятности пойдут неэффективным госпредприятиям, которые испытывают проблемы с возвратом ранее взятых кредитов. То есть пойдут на перекредитование, на рефинансирование долгов неэффективных предприятий.
— Других источников перекредитования неэффективных предприятий нет?
— Источник — это деньги банков, которые будут покупать ценные бумаги Банка развития. В прошлом году был принят указ о финансовом оздоровлении экономики, согласно которому помощь экономике оказывается через Банк развития. Фактически Банк развития — это не банк, а отдельное учреждение. Когда предприятия не отдают долги банкам, то это портит статистику по плохим долгам банковской системы; теперь убыточные предприятия перезаймут деньги у Банка развития, передадут банкам, следовательно, долги перед банковской системой уменьшатся, а статистика станет более красивой.
Эта схема не решает ни одну проблему, просто отодвигает на будущее проблему кардинального решения плохих долгов. Это очередной способ реструктуризировать плохие долги, не превращая в хорошие: плохой долг может стать хорошим, когда заемщик начнет зарабатывать деньги. Просто перекидывают долги от одних банков к другим в виде кредитов или облигаций или же переформатируют в форму акций. Это просто попытка спрятать проблему под ковер, не решая ее. Это позволяет только выиграть время, подретушировать статистику — не более того.
— Как долго можно откладывать решение проблемы в долгий ящик?
— До бесконечности решение вопроса растянуть нельзя. Процесс закончится убытками, вопрос в том, чьими убытками: либо убытками банков, либо Банка развития. А если проблемные кредиты выдавались под гарантии бюджета, то бюджету придется их и погашать. В конце концов, плохие долги лягут на чей-то конкретный карман. Я думаю, что кредиты убыточных предприятий оплатит либо бюджет (читай – налогоплательщик), либо для погашения долгов когда-нибудь возьмут и напечатают деньги. И все равно за это заплатит налогоплательщик, потому что от этого вырастут цены. То есть плохие долги убыточных предприятий в любом случае оплатит население Беларуси.
Станислав Богданкевич: Деньги пойдут должникам, а не на развитие экономики
— Это вообще плохая политика и Банка развития, и правительства. Плохая, потому что она оттягивает ресурсы, которыми располагает страна, от кредитования реальной экономики. Каким путем правительство размещает ценные бумаги? Заставляет коммерческие банки покупать. Дадут разнарядку Беларусьбанку купить столько-то ценных бумаг у Банка развития, разбросают разнарядку по другим банкам. Средства, которые Беларусьбанк, Белагропромбанк, другие крупные банки могли направить на кредитование экономики, будут оттянуты к Банку развития. А Банк развития осуществляет кредитование не по критериям эффективности, а исходя из административной воли правительства. Они собирают ресурсы в этот банк, который впоследствии кредитует крупный государственный объект, который чаще всего оказывается неэффективным. Как было с белорусскими цементными заводами: правительство их кредитовало, а потом оказалось, что цемент в таких объемах и такого качества не нужен экономике. А это уже потом сказывается на неплатежах, косвенно скажется и на инфляции.
Минфин сам выпускает ценные бумаги, а кроме того заставляет и Банк развития выпускать ценные бумаги — это плохая политика, рисковая. Ведь именно Минфин обязывает банки кредитовать. Но у нас дефицит бюджета, и если Россия не даст кредит, то мы покроем внешний долг путем распространения ценных бумаг. А кто может купить ценные бумаги, кроме банков – резидентов Беларуси?