Спустя полтора года после перекрытия калийного транзита Беларуськалий решил подать иск против Литвы. Отчаянная мера для крайних обстоятельств. Кажется, в условиях падающих цен сложные логистические схемы себя больше не окупают.
Беларуськалий требует возместить ему убытки на сумму в миллиард евро, не считая пени и судебных издержек. По мнению руководства комбината, признав недействительным соглашение о перевозке грузов между литовской железной дорогой и Беларуськалием, Литва нарушила договор 1999 года о защите инвестиций.
И, как считает литовский бизнесмен Игорь Удовицкий, Беларуськалий имеет хорошие шансы выиграть судебный процесс.
«Литва не имела законного права запрещать транзит Беларуськалия, расторгать договор транспортировки, — написал он на своей страничке в Facebook. – Никакое решение правительства Литвы не отменяет обязательства по международным соглашениям».
Но очень вероятно, что литовский бизнесмен выдает желаемое за действительное. Все-таки он — лицо пристрастное, поскольку является совладельцем терминала в Клайпедском порте, через который перевозили белорусские калийные удобрения.
На самом деле шансы на успех выглядят не так радужно. Белорусские власти, пытаясь отменить санкции против калийных удобрений, уже пробовали апеллировать к международному праву, но всякий раз без какого-либо успеха. Да и международные суды – долгая история. Длиться они могут годами.
Так что решение подать иск спустя полтора года после перекрытия транзита продиктовано, похоже, не столько надеждой на победу, сколько отчаянными обстоятельствами, в которых оказался белорусский экспорт.
После того, как в прошлом году экспорт калия упал минимум в два с половиной раза, в этом году белорусские власти надеялись восстановить его до 8 миллионов тонн. То есть, до 80% от досанкционных объемов. Основанием для оптимизма были налаженные схемы поставки калия по российской железной дороге и через российские порты. В августе глава Беларуськалия Иван Головатый говорил, что предприятие загружено на 80%.
Статистика по производству и экспорту удобрений засекречена. Но, судя по всему, при росте физических объемов поставок доходы от продажи белорусского калия падают. Причина – падение цен. Если в прошлом году на максимуме средняя цена спотовых поставок калия составляла 1200 долларов за тонну, в октябре она была уже всего 340.
Но белорусский калий, скорее всего, продается по еще более низкой цене. Главным рынком сбыта для белорусских калийных удобрений в этом году стал Китай. По данным китайской статистики, Беларусь за девять месяцев продала в эту страну калийных удобрений на 1,25 млрд долларов. Цена белорусских поставок в Китай неизвестна. Но канадская компания Canpotex в мае заключила контракт на поставку удобрений в Китай по 307 долларов за тонну. И это значит, что стоимость белорусских удобрений точно не может быть выше. При этом правительство говорило, что для него приемлемой является цена калия в 400-450 долларов за тонну.
То есть большую часть своих удобрений, минимум 4 миллиона тонн, Беларусь продала по цене, которая была ниже среднемировой. И как минимум на 100 долларов ниже той цены, которую белорусские власти сами определи для себя как приемлемую.
«Сейчас цены на калийные удобрения очень быстро пошли вниз. И здесь вопрос, возможно ли через российские порты, соответствующей логистикой, далее продолжать экспортировать. Чисто по финансовым соображениям, — сказал сайту «Белорусы и рынок» старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук. – Экспортировать себе в убыток?»
Так что Беларуськалий, похоже, действительно остро нуждается в восстановлении доступа к литовским портам. Потому что сложные логистические схемы транспортировки через Россию работали, когда цены были большими. А падение цен делает бесполезными все усилия правительства по налаживанию новых логистических цепочек.