Практически каждую неделю приходят новости о том, что на территории Украины «зависли» активы белорусских компаний. Удастся ли их вернуть или получить за них компенсацию?
Инциденты для уголовного дела
До прошлого года Украина входила в тройку крупнейших торговых партнеров Беларуси, белорусский экспорт в Украину составил 5,4 млрд долларов, украинский импорт в Беларусь — 1,5 млрд долларов.
Такой огромный товарооборот обеспечивали постоянные транспортные потоки с грузами. С началом военной спецоперации России на территории Украины 24 февраля сразу же было объявлено военное положение. После этого забрать активы, оказавшиеся на украинской территории, белорусским компаниям оказалось проблематично, а порой и невозможно.
По информации из разных источников, в Украине застряли сотни белорусских грузовых автомобилей.
— По нашим оценкам, это соответствует действительности, — рассказал газете «Белорусы и рынок» пресс-секретарь международной транспортно-логистической компании TELS Александр ЖИКИН.
Он отметил, что в условиях боевых действий в Украине компания приостановила грузоперевозки по украинской территории. Деятельность нашего офиса в Киеве приостановлена на неопределенный срок, уточнил Александр Жикин.
Представитель международной транспортно-логистической компании констатировал, что сейчас некоторые страховые компании продолжают поддерживать страхование грузов на территории Украины, но с ограничениями в случае повреждения или утраты груза в результате боевых действий (на такие случаи компенсации не предполагаются).
— В остальных случаях, например ДТП, страховка действует. Но риски утраты груза вместе с транспортным средством очень высоки, а проведение всех необходимых юридических процедур для получения страховых выплат в нынешних условиях очень затруднительно, — рассказал Александр Жикин.
В марте — апреле украинские власти стали принимать решения о конфискации (национализации) транспортных средств и грузов (вагонов с удобрениями, цистерн с топливом) белорусских компаний. Кроме того, стали фиксироваться случаи, когда белорусские компании утрачивали доступ к имуществу на территории Украины в результате разбойного нападения неизвестных вооруженных лиц.
Таких кейсов немало. Как удалось выяснить газете «Белорусы и рынок», в связи с этими инцидентами уже возбуждено уголовное дело в Беларуси.
Вернуть грузовики не удается
Корреспондент газеты «Белорусы и рынок» побеседовал с руководством нескольких транспортных компаний, которые до сих пор не могут пригнать свои грузовики из Украины.
— Наша грузовая машина до сих пор находится в Украине, и мы ее никак не можем вернуть. При этом нам не предоставили никакой бумаги, на каком основании наш транспорт у нас изъят, — рассказал директор транспортной компании «Юнилог» Максим АРБУЗОВ.
Он отметил, что после начала боевых действий в Украине некоторое время там находился и водитель компании, он две недели прятался в подвале, когда начались обстрелы.
— Мы решили его эвакуировать, так как ситуация ухудшалась. Благодаря украинским военным мы эвакуировали водителя в Молдову и затем через Польшу вернули его в Беларусь. Что касается машины, то сейчас мы не знаем, где она, в каком состоянии и как ее забрать, — рассказал Максим Арбузов.
По его словам, компания обратилась в мэрию Николаева и в военную администрацию города, откуда поступили ответы, что «никаких решений о конфискации и национализации нашей техники принято не было».
— То есть на сегодня никто не знает, кто забрал наш автомобиль. Никто нам точно не ответил, сможем ли мы забрать свой транспорт и когда это возможно. Мы уже написали заявление в Следственный комитет РБ, будем обращаться и в полицию Украины. Еще мы сделали запрос в страховую компанию по поводу страховых выплат, но пока также никакого ответа не получили, — пояснил Максим Арбузов.
Топ-менеджер другой транспортно-логистической компании рассказал корреспонденту «Белорусы и рынок», что они не могут вернуть из Украины четыре грузовых автомобиля.
Будет ли компенсация?
В связи с инцидентами на территории Украины, которые ведут к потере грузов и транспорта, некоторые белорусские компании стали обращаться в страховые организации за страховыми выплатами. Однако важный нюанс заключается в том, что страховщики могут отказывать в таких выплатах, если не увидят в инцидентах страховых случаев.
— Нигде в мире кейсы национализации (конфискации) имущества, а также утрата имущества в связи с военными действиями не относится к страховым случаям. Размеры страховых взносов не позволяют создать резервы на случаи, когда платить нужно всем. Соответственно, такие ситуации из страховых случаев исключаются, — пояснил эксперт рынка страхования.
Однако некоторые компании, которые работали на территории Украины, стали представлять инциденты как случаи, которые могут быть признаны страховыми. И сейчас страховщики довольно часто слышат от клиентов ставшую уже распространенной историю о том, как неизвестные лица с оружием в руках отобрали ключи на транспортное средство и груз, а водителю предложили двигаться пешком в польском или белорусском направлении.
Такие ситуации можно представить как разбойное нападение, они могут покрываться страховкой, то есть получить компенсацию (страховые выплаты) в этом случае гипотетически возможно.
Однако в истории с Украиной белорусские страховщики не склонны трактовать эти инциденты как страховые случаи, так как на территории Украины с февраля действует военное положение. Это дает основание страховщикам говорить о том, что в стране ведутся военные действия, которые не относятся к страховым случаям.
С другой стороны, пострадавшие белорусские компании, которые утратили грузы и транспортные компании, могут добиваться признания, что их инциденты относятся к разбойным нападениям, а значит, страховые выплаты им предусмотрены.
Многое будет зависеть от выводов правоохранительных органов, куда пострадавшие уже обратились. Просто платить страховку на основании слов водителя, который утверждает, что имущество потеряно в результате разбойного нападения, страховщики не собираются.
— Скорее всего, такие дела будут рассматриваться в суде. Вряд ли кто-то из страховщиков только на основании слов водителя станет осуществлять страховые выплаты и таким образом компенсироватьущерб, причиненный на территории Украины, — предположил в комментарии газете «Белорусы и рынок» топ-менеджер одной из страховых компаний.