Кроме предоставления новых кредитов, приостанавливается и выдача валюты по заключенным ранее кредитным договорам и по овердрафтному кредитованию. В частности, с валютных кредитных карточек валюту в ближайшем будущем получить уже не удастся.
Запрет вступает в силу после официального опубликования постановления, что ожидается во вторник, 28 июля, кроме ограничения по овердрафтному кредитованию, которое начнет действовать через месяц после этого.
Уплата процентов и возврат кредитов, предоставленных физическим лицам в иностранной валюте до вступления постановления в силу, будут осуществляться в соответствии с кредитным договором, то есть могут проводиться в иностранной валюте, если такой порядок предусмотрен в договоре.
Дедолларизации не получится.
Причины своего решения Национальный банк разъяснил в специальном сообщении, в котором, в частности, говорится, что НБ считает одним из важнейших направлений работы по дедолларизации экономики отказ от расчетов в иностранной валюте между резидентами на территории РБ.
По мнению специалистов Нацбанка, запрет на предоставление кредитов в валюте будет способствовать защите и обеспечению устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, а также усилению доверия к национальной валюте.
Этот тезис довольно спорен, и реальность может оказаться прямо противоположной. Ведь от того, что банки перестанут выдавать кредиты в валюте, цены на квартиры и автомобили не станут формироваться в рублях. Они останутся долларовыми, только покупатель квартиры, получив в банке рубли, будет тут же конвертировать их в валюту и передавать продавцу. Поэтому сделки на свободном рынке все равно будут совершаться в иностранной валюте и спрос на нее со стороны населения не снизится.
Единственный способ добиться отказа населения от использования расчетов в иностранной валюте состоит в обеспечении стабильного курса белорусского рубля и роста доверия населения к национальной валюте. А в этом плане Национальный банк своими действиями, по-видимому, вызовет прямо противоположный эффект, так как повысит девальвационные ожидания населения.
Колебания курса возможны.
Как сказано в сообщении Нацбанка, "учитывая, что граждане нашей страны получают заработную плату в белорусских рублях, а также возможные колебания взаимных курсов иностранных валют на отдаленную перспективу, кредитование населения в иностранной валюте содержит высокий валютный риск и риск непогашения таких кредитов в случае увеличения сумм платежей по ним до размеров, превышающих доходы кредитополучателя.
Приостановка кредитования физических лиц в иностранной валюте позволит снизить риски как для банков (в случае несвоевременного погашения либо невозврата кредита), так и для населения".
По сути, это означает, что рубль может девальвироваться до такой степени, что многие жители Беларуси на свою зарплату просто не смогут купить необходимую для расчетов по кредиту сумму валюты. Чтобы избежать подобной перспективы, и вводится запрет на выдачу банками валютных кредитов населению.
Таким образом, Нацбанк фактически признал высокую вероятность значительной девальвации белорусского рубля. Не на 5%, как заложено в прогнозах на текущий год, а на несколько десятков процентов, так как только в этом случае у населения могут возникнуть серьезные проблемы с возвратом кредитов (20-процентная девальвация в начале 2009 года практически никак не сказалась на возврате валютных кредитов).
Банкам придется притормозить.
Помимо роста девальвационных ожиданий среди населения, которое однозначно сделает вывод, что раз уж кредиты в валюте банки перестали выдавать, значит, дела в белорусских финансах совсем плохи, у решения Нацбанка могут быть и другие отрицательные последствия.
Теперь валютные риски будут переложены на плечи банков, по крайней мере, тех, кто будет использовать для кредитования населения ресурсы в иностранной валюте, получаемые из-за рубежа или на внутреннем рынке. Банкам придется эту валюту продавать для получения рублей, а при возвращении средств - покупать, и в случае девальвации рубля у банков не хватит средств на погашение собственных валютных обязательств.
Банкам вряд ли придется по душе такая перспектива, поэтому они перейдут на кредитование за счет рублевых ресурсов. Величина таких средств ограничена, поэтому банкам придется снизить темпы прироста кредитного портфеля в целом. Следовательно, упадут темпы роста выручки и прибыли банков.
Оценить возможные негативные последствия можно исходя из данных о величине валютных кредитов, уже предоставленных банками Беларуси населению. На 1 июля 2009 года она достигла 3.646,6 млн. USD. Интересно, что на протяжении 4 месяцев подряд она снижается с максимального значения на 1 марта 2009 года, равного 3.968,7 млн. USD. Это значит, что величина кредитов падает примерно на 80 млн. USD в месяц.
Валютные кредиты в основном являются долгосрочными, то есть их предоставляют на сроки свыше года. Кредиты на приобретение автомобилей банки выдавали, как правило, на 3-5 лет, ипотечные - на срок около 10 лет. Не зная точной структуры портфеля валютных кредитов, оценить размер их возврата за полтора года действия постановления № 105 невозможно. Приблизительно можно оценить эту величину в 1,5 млрд. USD. Это много - около 8,3% всего кредитного портфеля белорусских коммерческих банков и 31,5% от всех кредитов, предоставленных физическим лицам. Поэтому потери доходов и прибыли банков будут весьма существенными.
Надо готовиться к худшему.
Но это еще не все. Населению станет сложнее получить рублевые кредиты, и они подорожают, поэтому спрос на товары, приобретаемые сейчас за счет валютных кредитов, снизится. Упадут, в первую очередь, объемы продаж автомобилей и покупки недвижимости. Правда, может возникнуть спрос на рублевые кредиты со стороны спекулянтов, надеющихся на продажу квартир после обвала рубля, но он вряд ли будет значительным.
Снижение спроса на автомобили Нацбанк, по-видимому, отнесет к положительным последствиям, так как это уменьшит импорт в страну. Но падение спроса на недвижимость является негативным моментом, так как чревато падением объемов жилищного строительства и, соответственно, снижением ВВП. Чтобы избежать этого, правительство и Нацбанк, по-видимому, постараются увеличить объемы кредитования за счет рублевых ресурсов государственных банков, предоставив населению новые льготы. То есть затея с валютными кредитами может привести к банальному переделу рынка между государственными банками и частными в пользу первых.
Ничего хорошего в этом нет, особенно учитывая то, что размер рублевых ресурсов ограничен. Для их увеличения Нацбанку придется напечатать деньги, что чревато негативными последствиями в виде инфляции и девальвации.
Таким образом, решение Национального банка ограничить выдачу валютных кредитов в краткосрочной перспективе не снижает риски возникновения нестабильности в банковской системе Беларуси, а увеличивает их. Конечно, вероятность невозврата кредитов населением сокращается, зато возрастают риски роста инфляции и девальвации, а доверие население к банковской системе и ее финансовые возможности падают.
Действия Нацбанка, пожалуй, могут быть оправданными в долгосрочной перспективе в том случае, если, допустим, с Нового года будет осуществлена значительная девальвация белорусского рубля. Тогда, конечно, Нацбанк все делает правильно: стоит пренебречь текущими доходами банков и ростом ВВП, так как население и банки надо спасать.
Правда, в таком случае позиция Нацбанка выглядит несколько противоречивой. Его официальные представители постоянно стараются убедить жителей Беларуси в своем стремлении поддерживать стабильный курс белорусского рубля, но сами, получается, на его стабильность не рассчитывают. Нацбанк, похоже, действует по принципу "надейся на лучшее и готовься к худшему".
Ложка меда в бочке дегтя.
Постановление Национального банка № 105 касается не только запрета на кредитование в валюте. Как сказано в сообщении Нацбанка, в целях смягчения негативных последствий мирового финансового кризиса установлено, что при досрочном погашении валютного кредита в том случае, если банк повышает проценты или плату по нему, а кредитополучатель (физическое лицо или субъект малого предпринимательства) с этим не согласен, срок погашения должен составлять не менее 3 месяцев со дня предъявления банком-кредитодателем требования о досрочном возврате (погашении) кредита.
Кроме того, учитывая важность развития малого и среднего бизнеса, постановлением уточнен механизм определения общего размера микрокредитов, предоставляемых банками по упрощенной процедуре, что позволит расширить сферу микрокредитования. В чем именно состоит уточнение, пока неизвестно.