Первое в Беларуси исследование приборостроительной отрасли, подготовленное ассоциацией «Инновационное приборостроение» с участием Центра экономических исследований BEROC и Cluster Competitiveness Group, было представлено на недавней конференции Hardware Strategy Conference#1. Это комплексное исследование велось с перерывами около полутора лет, и в ходе него анализировались статистические данные, изучались сайты компаний, проводился опрос предприятий.
О целях исследования, а также о некоторых его результатах в интервью газете «Белорусы и рынок» рассказала председатель совета ассоциации «Инновационное приборостроение» Людмила АНТОНОВСКАЯ.
— С какой целью вы решили исследовать отрасль?
— Мы хотели собрать данные о том, как работают предприятия, об имеющихся возможностях и рисках, чтобы выявить проблемы и затем трансформировать их в задачи.
Одной из целей исследования было выяснить, каков вклад приборостроительных компаний в экономику страны. Это оказалось непросто: в белорусской статистике приборостроение не выделено как отдельная отрасль. Поэтому поиск данных, да и все наше исследование в целом напоминали скорее детективное расследование.
В данных Белстата есть такая категория, как «производство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры», к которой относятся приборостроительные предприятия. Мы ориентировались на эти данные, понимая при этом, что за кадром остается значительная часть предприятий отрасли. Ведь в число «производителей вычислительной, электронной и оптической аппаратуры» не входят предприятия, которые создают электрооборудование или специализируются на научно-технической деятельности в области приборостроения.
Чтобы получить более полную информацию, мы изучили сайты 144 предприятий приборостроительной отрасли и выяснили, что более 30 % из них занимаются контрактной разработкой и контрактным производством. Контрактная разработка относится к услугам, и выделить эту часть отрасли в статистике крайне трудно. Таким образом, можно говорить о том, что в агрегированном виде информации о белорусском приборостроении не существует. Мы попытались хотя бы частично восполнить этот пробел.
— Удалось ли в итоге выяснить, какова доля приборостроения в экономике Беларуси?
— Самое удивительное, что даже после проведенного исследования мы остаемся в области предположений. Согласно данным Белстата, производители вычислительной, электронной и оптической аппаратуры создают 0,68 % ВВП.
Совокупные данные 105 белорусских приборостроительных предприятий, полученные нами в процессе исследования, показали, что экспорт составляет около 57 % выручки. Общий объем экспорта отрасли вычислительной, электронной и оптической аппаратуры, по статистике, составил порядка 500 млн долларов. Очевидно, если учитывать и другие виды приборостроительной деятельности, включая производство электрооборудования и инженерно-техническое проектирование, то экспорт будет приближаться к миллиарду.
Полагаем, что производство валового продукта приборостроительными компаниями также значительно больше, чем можно увидеть из данных Белстата по категории «вычислительная, электронная и оптическая аппаратура». Полное представление о вкладе приборостроения в ВВП страны получить пока не удалось, но вполне вероятно, что это не 0,68 %, а 1,5 или даже 2%. Мы знаем, что рост показателей ПВТ частично связан с приборостроением, так как с 2018 года компании получили возможность становиться резидентами парка.
— Что еще вы узнали об отрасли?
— Официальная статистика показывает, что в 2011—2019 годах сектор «производство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры» рос в 3,3 раза быстрее (на 6,6 % в год), чем отрасль промышленного производства (2 %). Здесь нужно отметить, что 86,4 % предприятий сектора, по данным Белстата, являются частными.
Еще более важный показатель — инновации. Даже официальная статистика свидетельствует, что в приборостроении их уровень значительно выше, чем по экономике в целом. Согласно данным Белстата, в сфере производства вычислительной, электронной и оптической аппаратуры доля инновационной продукции вдвое превышает средние показатели по экономике, а доля инновационных предприятий — втрое.
Согласно проведенному совместно с BEROC анкетированию порядка сорока приборостроительных компаний, более 76 % из них создают инновационные продукты на основе своих собственных разработок, более 30 % — во взаимодействии с клиентами.
При этом очевидно, что в разных компаниях в приборостроительной сфере уровень инноваций разный. В hardware, как и в software-индустрии, есть продуктовые и аутсорсинговые компании, которые в силу своей специфики по-разному вкладываются в разработки: в продуктовой модели на разработки расходуется до 30 % выручки, в аутсорсинговой — от 70 до 95 %, что немало.
Думаю, постоянное внедрение инноваций является одним из факторов, вследствие которых средний рост зарплат в приборостроении выше, чем в других отраслях. В 2011—2018 годах он составлял порядка 10 % в год.
— А данные в целом по уровню зарплат вам удалось получить?
— Средний уровень зарплат в приборостроении неплохой: ежемесячный заработок 42 % сотрудников находится в промежутке от 1000 до 2000 долларов в эквиваленте. Наиболее высокий доход у сотрудников, которые занимаются исследованиями и разработкой, — согласно нашему опросу, он составляет 2000—3000 долларов. Возможно, в сравнении с разработчиками в IT мы несколько проигрываем, но, если сравнивать с экономикой в целом или с промышленностью, то зарплаты в нашей сфере производства хорошие. Это данные на начало 2020 года, но не думаю, что с тех пор заработки упали, особенно если учесть, что во многих передовых компаниях зарплаты в контрактах прописываются в валюте и выплачиваются по текущему курсу, что позволяет сотрудникам не опасаться девальвации белорусского рубля.
При этом можно говорить о том, что потенциал отрасли еще окончательно не раскрыт. Cогласно проведенному в прошлом году исследованию в рамках Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), процент высокотехнологичных стартапов в Беларуси был выше средних показателей в странах с высоким уровнем дохода.
— Высокий уровень инноваций делает приборостроение важным драйвером развития экономики. Почему в таком случае о нем в Беларуси известно так мало?
— Во-первых, мы работаем на рынках B2B и B2G, то есть выпускаем продукцию для предприятий и государственных институтов. Товаров для физических лиц белорусская приборостроительная отрасль производит ничтожно мало: судя по результатам нашего опроса, это только товары для спорта, туризма и отдыха. По этим причинам мы не пиаримся на потребительском рынке Беларуси, и поэтому о наших приборах знают мало. Даже если белорусы видят произведенное отечественными приборостроителями оборудование, например в аэропорту или поликлинике, то чаще всего не знают, что эти приборы созданы в нашей стране. И в этом заключается одно из наших отличий от известной высокотехнологичной отрасли страны — IT, ведь компании из этой сферы нередко создают продукты для конечного потребителя, к примеру игры, как Wargaming, или приложения для мониторинга здоровья, как FLO.
Во-вторых, большинство приборостроителей работают в узких нишах на международных рынках. Компании, которые лидируют в узких рыночных нишах, международные эксперты называют «скрытыми чемпионами». Согласно исследованию по данной тематике, которое проходит в нашей стране не первый год, скрытыми чемпионами чаще всего становятся приборостроительные компании.
Помимо этого, более половины участвовавших в нашем опросе компаний имеют подразделения за границей. Такие приборостроительные бизнесы белорусского происхождения более известны в других странах, чем на родине.
— Есть ли у приборостроительной отрасли потенциал для дальнейшего увеличения доли в экономике Беларуси?
— Это зависит от многих факторов. Приведу два примера из нашего исследования. Наш опрос показал, что 53 % действующих сегодня приборостроительных предприятий были созданы с 1990 по 2000 год. Когда в период распада СССР научные институты и приборостроительные заводы высвобождали квалифицированный персонал, эти люди не уходили с рынка, а создавали успешные компании, которые стали гордостью страны. Это значит, что и сегодня реструктуризация госпредприятий может дать новый стимул, чтобы квалифицированные люди находили способ реализации и создавали новые успешные бизнесы.
После 2000 года компаний создавалось значительно меньше, либо они к настоящему времени были закрыты. Новый всплеск создания предприятий сектора электроники начался в 2014 году. В то время создавались предпосылки для развития предпринимательства, Беларусь постепенно поднималась в рейтинге Doing Business. Появились очень интересные технологические предприятия и стартапы, с хорошей динамикой развития. Сегодня инвестиции в новые проекты и бизнесы чаще ставятся на паузу, как и во многих других белорусских отраслях. Но, анализируя данные за довольно большой период, можно сказать: как только начинается оттепель для бизнеса — начинают рождаться новые идеи, проекты и компании.