Какие перспективы у цифрового белорусского рубля

2023-05-31 09:47:36
"«Белорусы и рынок»"

Внедрение цифрового рубля было одной из тем, которая обсуждалась во время визита руководителя Центробанка России Эльвиры Набиуллиной в Минск.

В отличие от Беларуси в РФ процесс внедрения новой формы денег идет более быстрыми темпами. Правда, эксперты полагают, что интерес к цифровым валютам поугас во всем мире, потому что наряду с плюсами выявились и минусы, пишет ilex.by.

Что сделано в Беларуси?

Как уже сообщал ilex.by, имеются ввиду цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ) — это выпущенный и обеспеченный государством цифровой аналог привычных денег (доллар, рубль, юань и другие). Предполагается, что они не заменят наличные и безнал, а станут дополнительным видом денег и будет выполнять традиционные их функции, например, стоимостную и платежную.

Цифровая валюта должна иметь форму цифрового кода и храниться на электронных кошельках в центробанке — в отличие от безналичных денег, которые лежат на счетах в коммерческих банках. ЦВЦБ можно будет обменять на наличные или безналичные в соотношении 1:1. То есть никакого курса конвертации из одной формы в другую не предусмотрено.

Нацбанк Беларуси уже разработал и утвердил концепцию в отношении белорусского цифрового рубля.

— Проводим работы по выстраиванию демоверсии, платформы, чтобы опробовать ее. Смотрим и на опыт работы Центрального банка России, чтобы учиться на чужих ошибках и не допускать своих. К концу года мы должны, проведя дискуссии и консультации, определиться по поводу целесообразности и возможности внедрения цифрового рубля в нашей стране. Решение будет приниматься на уровне главы государства, — сообщил 19 апреля председатель правления Национального банка Павел Каллаур.

По его словам, так как это новая, третья форма денег, ее введение потребует изменений в законодательстве — в Гражданском, Банковском, Налоговом кодексах, бюджетном законодательстве.

— Если будет принято решение, то нужно будет провести пилотный проект, чтобы убедиться, что подходы работают. Эксперимент с узким кругом участников — банков и физических лиц, — отметил Каллаур.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения, кредита и фондового рынка БГЭУ Светлана Осмоловец отмечает, что санкции со стороны стран Евросоюза и США в отношении банков Беларуси повышают актуальность формирования независимой трансграничной системы платежей и расчетов на основе ЦВЦБ. «Поэтому введение в оборот национальной цифровой валюты, предусматривающей как внутреннее применение, так и развитие на ее основе трансграничной платежной системы с экономическими партнерами Республики Беларусь, будет способствовать повышению надежности и снижению стоимости расчетов, развитию сервисов мобильных бесконтактных платежей, контролю над денежными потоками», — полагает эксперт.

Павел Каллаур признает, что для Беларуси цифровые валюты наибольший интерес будут представлять в трансграничных платежах.

— Если другие страны будут внедрять цифровую валюту, то мы должны быть готовы состыковать наши системы, чтобы наши граждане и юридические лица получали услуги высокого уровня, — сказал он.

В первую очередь речь идет о странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

А как в ЕАЭС?

В ходе недавнего Евразийского экономического форума в Москве было озвучено предложение перехода на национальные цифровые валюты в торговле внутри ЕАЭС.  Процесс дебанкинга (отключения от глобальных систем платежей) усилился и имеет характер фрагментации глобальной финансовой системы, заявила первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева. Альтернативой традиционным каналам с использованием корреспондентских счетов коммерческих банков участники форума назвали цифровые валюты, пишет «Коммерсантъ». Предполагается, что запуск и использование в трансграничных расчетах цифровых национальных валют сможет повысить скорость переводов и снизить издержки на трансакции.

Лидерами по внедрению цифровых валют в ЕАЭС являются Россия и Казахстан.

Первый этап тестирования прототипа платформы цифрового российского рубля завершился в феврале 2023 года. 15 банков попробовали регистрацию и открытие кошельков, их пополнение, вывод средств с цифровых кошельков на безналичный счет, переводы от одного клиента другому, а также платежи. Летом должно начаться тестирование в режиме Friends and Family, то есть на ограниченном круге клиентов и сотрудников 19 банков, пишет Forbes.

В Казахстане использование цифровых валют в трансграничных расчетах планируют протестировать уже в этом году. По словам заместителя председателя Нацбанка Казахстана Берика Шолпанкулова, сейчас регулятор готовит «пилот» по запуску платформы «цифровой тенге» для расчетов по социальным выплатам и госзакупкам.

Осложнить технологическую сторону вопроса могут западные санкции в отношении России и Беларуси. Страны испытывают дефицит программного обеспечения и аппаратных ресурсов для внедрения цифровых валют.

Но даже если эти проблемы решатся, для корректной работы в ЕАЭС понадобятся новые нормативная база и правила курсообразования. Дело в том, что в евразийском союзе до сих пор незримо присутствует доллар. Сейчас «торговля в контрактах иногда прописывается в твердых, резервных валютах Международного валютного фонда, а расчеты потом идут в национальных валютах», пояснил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович.

Что в других странах?

11 стран используют собственные цифровые валюты, выпущенные ЦБ, свыше 40 — тестируют. Наиболее передовые страны в этом плане — Китай и Швеция. Однако 114 государств пока наблюдают, увенчаются ли успехом эксперименты других. Среди них США, ЕС и Великобритания.

Для государств цифровые валюты предпочтительнее, потому что денежные потоки становятся более прозрачными, упрощаются налоговый и валютный контроль. Но чтобы внедрить новый инструмент, власти должны решить сложную неоднозначную задачу.

Дело в том, что эффект от запуска ЦВЦБ для каждого бизнеса разный. Например, торговые сети в РФ могут сэкономить не менее 80 млрд российских рублей в год от снижения эквайринговых комиссий, подсчитали эксперты бывшего российского подразделения McKinsey. А вот банки наоборот лишатся части своего заработка на межбанковских комиссиях и процентных ставках. Аналитики оценили потери банков России по 50 млрд российских рублей в год после внедрения цифрового рубля.

Для потребителей преимущества ЦВЦБ также не столь очевидны. Помимо того, что государство сможет следить за их операциями еще более пристально, так люди останутся без процентов на остаток и без кэшбека, начисляемого за покупки, так как он выплачивается из средств, которые банки получают в качестве дохода от проведения безналичных платежей картами. Наряду с этим для граждан сохраняются риски, которым сейчас подвергаются пользователи мобильных банков и интернет-приложений: начиная от хакерских атак и заканчивая потерей мобильного телефона.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!