Наверное, все же не зря в 1835 году Николай Васильевич Гоголь отказался от профессуры на кафедре истории Петербургского университета - в противном случае человечество могло бы лишиться "Ревизора", "Мертвых душ", "Шинели" и других литературных сокровищ, подаренных автором миру. Вполне вероятно, не создал бы тогда и столь большого резонанса 200-летний юбилей писателя. Ну и, само собой, не было бы в Национальном художественном музее Республики Беларусь экспозиции, приуроченной к знаменательной дате.
Однако Гоголь кафедру покидает, пишет признанные мировой классикой бессмертные произведения, а НХМ РБ размещает в своих стенах выставку "Николай Гоголь и его герои в творчестве художников XX века". Как подчеркивает научный сотрудник отдела русского искусства Юлия Лисай, практически все экспонаты, представленные в экспозиции, принадлежат музею и хранятся в его фондах. В основном это графика, а точнее, книжные иллюстрации - в оригинальной технике или же прошедшие печатную обработку.
Единственным "иллюстрационным" исключением является портрет Н. В. Гоголя работы известного советского графика Юрия Могилевского. В 2008 г. эта работа была передана в дар НХМ РБ. Столь щедрый жест сделал белорусский график Владимир Провидохин. Ему, в свою очередь, портрет писателя подарил непосредственно автор.
Созерцая работы Анатолия Лаптева, Михаила Дерегуса, белорусского художника Михася Филипповича, проиллюстрировавшего издание "Тараса Бульбы" 1929 г., приходишь к выводу, что графика является прекрасным средством передачи образов гоголевских героев. Показать всю разноплановость, неоднозначность, аллегоричность и комичность персонажей, оказывается, можно при помощи лишь туши, пера и белил. А когда все это графическое великолепие вливается в книжные страницы, споры о главенстве какого-либо одного вида искусства над другими просто отступают на задний план.
Примером скульптурного проводника в гоголевский мир может служить представленная на выставке серия "Гоголевские типы" Бориса Воробьева, созданная по произведениям "Мертвые души" и "Ревизор". Кажется, хорошо знакомые герои просто сошли с книжных страниц и теперь красуются во всем своем фарфоровом великолепии и глазурном блеске. Кто-то, возможно, назовет скульптуры излишне слащавыми или же слишком перекликающимися с работами Анатолия Лаптева - что ж, каждый имеет право на собственное мнение. Мы все ищем и находим в Гоголе что-то свое. Но вряд ли стоит забывать, что вся эта живительная сила черпается нами все же из одного источника.