Все больше зерна в развитых странах уходит на корм животным, перерабатывается в топливо либо просто выбрасывается. В это же время бедные страны оказываются на пороге голода, почему-то не имея собственных посевов
Как получилось, что война между двумя государствами из небольшой группы основных экспортеров зерна может вызывать мировой продовольственный кризис?
Главная причина, по мнению польского экономического эксперта Яна Чипюра, – это отсутствие пищевой самообеспеченности во многих странах мира. Конечно, речь идет об основных продуктах питания, а не о таких излишествах, как лобстеры, тунец, авокадо, кофе.
В современном мире производство и экспорт зерновых – прерогатива богатых и относительно богатых стран. Мировыми лидерами являются США, ЕС, Австралия, Канада, Аргентина, Россия, Украина и Казахстан.
Примерно 4/5 населения мира проживает в странах, которые являются (нетто) импортерами зерна.
Почему бедные страны не выращивают зерно сами?
Конечно, нельзя сравнивать урожайность египетских пустынь и украинского чернозема. Однако еще больший перекос создают искусственные факторы.
Возможности более равномерного распределения основных культур препятствует субсидирование западного сельского хозяйства и фермеров. Доля внешней государственной поддержки в доходах фермеров составляет около 19%. (ЕС) и около 12% (США).
Если бы не очень щедрые субсидии, зерно из США, Франции, и даже Польши стоило бы намного дороже. Это послужило бы стимулом для более масштабного выращивания местных культур в десятках стран по всему миру, которые могут конкурировать только за счет дешевизны своей необразованной рабочей силы.
Прибавьте к этому строго контролируемую помощь развитию – и создадутся условия для выхода многих стран из бедности.
С макроэкономической точки зрения источником субсидий являются налоги, поэтому относительно дешевая еда на Западе в значительной степени представляет собой финансовую иллюзию, которую испытывают, но не осознают налогоплательщики в развитых странах.
Избыток зерна на Западе выбрасывается или используется не по назначению
Проблема голода на планете значительно снизилась, однако не исчезла полностью. Решить ее могло бы зерно, которое развитые страны используют на непищевые нужды.
Около 60 лет назад половина урожая, выращиваемого в богатом мире, использовалась в пищу, а 20% — на производство корма. На сегодняшний день структура перераспределения урожая заметно изменилась: 37% используется в пищу и 18% - в качестве корма для сельскохозяйственных животных. Остальное - промышленные цели, экспорт в страны, не самодостаточные в этой сфере, а еще 4-5% - это потери. Они кажутся небольшими в относительном выражении, но в тоннах огромны.
Потери зерна как товара превышают совокупный российский и украинский экспорт. Если перевести проценты в тонны, то полвека назад мы теряли не менее 40 миллионов тонн зерна, сейчас не менее 110 миллионов тонн в год. Следовательно, сегодняшние потери составляют целых 1/8 вчерашней добычи.
Зерно могло бы накормить миллиарды, но превращается в мясо для богатых
Во многих африканских странах в год съедается менее 20 кг мяса (50 г в день). Если бы все люди на Земле ели столько мяса, как жители Соединенных Штатов, мировое сельское хозяйство смогло бы прокормить только 2,5 миллиарда человек. Тогда как население Земли скоро достигнет 8 миллиардов.
Для выращивания мяса требуется в 75 раз больше энергии, чем для получения его зернового эквивалента. Чтобы получить одну калорию белка из сои или зерна, требуется 2-3 топливные калории. Для говядины соотношение составляет 54 топливных калории на калорию стейка. Урожая с одного гектара риса или картофеля достаточно, чтобы накормить около 20 человек. Один гектар, предназначенный для разведения крупного рогатого скота или овец, является пищей для одного или двух человек.
Стоит ли топить зерном?
Развитые страны производят так называемое биотопливо, т.е. спирты и масла от переработки зерновых и масличных культур. Это подается как альтернатива газу и нефти.
В США всего около 1% кукурузы, выращиваемой в настоящее время, является так называемой сладкой кукурузой для пищевых целей. Остальное – это полевая кукуруза, которая перерабатывается в биотопливо, корма для сельскохозяйственных животных, а также пищевые добавки.
В Европе вместо пекарен на заводы по производству биотоплива идут в среднем по 10 тыс. тонн крупы, из которых можно было бы испечь целых 15 миллионов буханок хлеба весом 750 г.
Полный отказ от переработки пшеницы в топливо в ЕС позволит высвободить на продовольствие и корма объемы, составляющие более 20% годового экспорта пшеницы из Украины.
В глобальном масштабе мы тратим на топливные цели около 10% однолетних зерновых культур и 18% пищевых масел.
Биотопливо – это экологично?
Вопреки утверждениям о том, что биотопливо представляет собой прогрессивную экологическую концепцию, на самом деле оно является финансовой и политической уловкой в ответ на давление сельскохозяйственного лобби. Это правда, что пшеница, кукуруза, рапс, подсолнух и другие растения поглощают углекислый газ. Но «полезный» эффект биотоплива — ложь, не учитывающая очень сильные отрицательные факторы, такие как вырубка леса под поля, большая польза искусственных удобрений, для производства которых требуется природный газ, деградация разнообразия из-за монокультур растений, огромное потребление энергии в интенсивном сельском хозяйстве, огромное использование химических пестицидов (4,2 млн тонн в 2019 году).
В контексте этих соображений растения идут на топливо, а не на производство продуктов питания в ситуации, когда большая часть человечества ложится спать голодной и даже умирает от недоедания. По данным Всемирной продовольственной программы ООН, за последние 5 лет число людей, которым грозит голод, увеличилось во всем мире со 108 миллионов до 193 миллионов человек.
К счастью, есть шанс, что биотопливо со временем перестанет производиться. В середине мая Argusmedia сообщила, что министерство окружающей среды Германии работает над планом по отказу от использования биотоплива в Германии к 2030 году.