Зеркальные меры

2009-03-09 18:10:53
"Татьяна МАНЕНОК"
Это является серьезным ограничением для зарубежных компаний в их участии в России в тендерах по госзакупкам. Принципиальная оговорка представляет собой фактически непреодолимый барьер на пути продукции белорусского сельхозмашиностроения на рынок РФ, так как российский рынок для нее остается основным. В первую очередь это решение ударит по МТЗ, МАЗу, "Гомсельмашу" и т. д.

Стоит ли говорить, что решение российского МЭРТа вызвало крайнюю озабоченность белорусского правительства.

На защите собственного производителя.

Видимо, именно это решение имел в виду А. Лукашенко, когда 10 февраля в Лиде возмущался блокированием поставок некоторых видов белорусской продукции на российский рынок. "У нас еще есть проблемы, которые лежат в плоскости Российской Федерации. Есть блокирование поставок нашей продукции в Россию", - заявил он.

Отмечалось, что речь идет о продукции сельского хозяйства и машиностроения. "Зачем блокировать поставки наших МАЗов?" - спрашивал А. Лукашенко. Далее он отметил, что есть много моментов, которые были приняты в спешке, и их сегодня надо регулировать.

Можно предположить, что проблему равного доступа к госзакупкам, а также более широкого доступа белорусских товаров в Россию А. Лукашенко обсуждал с президентом России 3 февраля на заседании Высшего госсовета Союзного государства. "Если мы договариваемся о единой ПВО, подставляя плечо России, то зачем блокировать поставки наших товаров?" - отметил А. Лукашенко. По его словам, в результате подобных решений "усугубляется ситуация в самой России".

При подготовке совместного антикризисного плана правительств РБ и РФ белорусская сторона попыталась обойти ограничение, принятое МЭРТом России. Она предложила при введении мер по защите национальных производителей от негативного влияния мирового кризиса не распространять ограничения на товары, произведенные в РБ и РФ, - придать им статус национальных.

В России убеждены, что это гораздо выгоднее белорусским предприятиям, так как они, имея господдержку в своей стране, еще увереннее выйдут на российский рынок. Поэтому в ответ российские чиновники выдвинули требования: подготовить предложения по равным условиям доступа к мерам господдержки.

Существующий в Беларуси уровень господдержки - один из самых спорных и, видимо, самых непростых вопросов в переговорах между Москвой и Минском, коль даже экс-министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев в своем выступлении 11 февраля не удержался от заявления о необходимости приостановить выделение кредитов Беларуси, пока та не синхронизирует с Россией политику в сфере сельского хозяйства.

Что же касается системы госзакупок, то российская сторона, по ее утверждению, действует зеркально - Беларусь ведь тоже не допускает российские товары к своей системе госзакупок. К примеру, в прошлом году Беларусь поставила в Россию 26 тыс. тракторов, в то время как на белорусский рынок было поставлено всего 89 российских тракторов.

Россия готова рассматривать вопрос о предоставлении белорусским товаропроизводителям равных с российскими возможностей на рынке госзакупок РФ при условии, что Беларусь предоставит свободный доступ на свой рынок госзаказов для российских поставщиков, сказал 20 февраля в интервью РИА "Новости" директор департамента торговых переговоров МЭРТа РФ Максим Медведков.

"Пока этого, к сожалению, нет. Наши компании жаловались, что, несмотря на формальные обязательства Беларуси, в жизни они не допускались до процедур или допускались, но на таких условиях, что заведомо проигрывали белорусским поставщикам", - заявил М. Медведков, комментируя заявления белорусской стороны о появлении административных барьеров со стороны России в отношении белорусских товаропроизводителей.

М. Медведков сообщил, что в "начале - середине марта" страны начнут обсуждение взаимного доступа на рынок госзакупок.

При этом представитель Минэкономразвития напомнил, что для решения вопроса равного доступа необходимо обсудить также вопросы "гармонизации требований к субсидиям" в двух странах. "Если мы открываем рынки, то товары наших стран должны участвовать на равных", - сказал М. Медведков.

Не случайно вслед за этим на заседании коллегии Минсельхозпрода Беларуси 18 февраля начальник главного управления механизации и технического прогресса министерства Леонид Маринич заявил, что хозяйствам страны в 2009 году планируется поставить 200 комбайнов "Дон".

Решит ли это проблему, пока неясно.

Замминистра экономики Беларуси Андрей Тур на Республиканской ассамблее деловых кругов 4 марта отметил, что Беларусь и Россия продолжают разработку единых принципов субсидирования в промышленности и сельском хозяйстве.

По его словам, при разработке соглашения о единых принципах субсидирования у белорусской и российской сторон есть несколько принципиальных разногласий. Основываясь на принципах ВТО, РФ предлагает белорусской стороне рассматривать сельскохозяйственные субсидии в пределах 5% ВВП. "Зачем нам это нужно? Зачем нам себя ограничивать, обозначать такую цифру прямо в соглашении? Она совершенно не рациональна. По промышленным субсидиям мы спорим о том, что является запрещенными субсидиями", -- цитирует А. Тура БЕЛТА.

"Черный список" отменили.

Параллельно Минск и Москва вели непростые переговоры по еще одному болезненному вопросу, касающемуся взаимной торговли.

В качестве антикризисной меры Минторг Беларуси в ноябре 2008 года составил перечень импортных товаров, исключение которых из предприятий торговли, по его мнению, не окажет заметного влияния на потребительский рынок страны. В него был включен 31 вид товаров - 16 продовольственных и 15 непродовольственных. В нем оказались пиво, безалкогольные напитки, шоколад, майонез, сыры, телевизоры и т. д.

В Москве посчитали, что Беларусь таким образом установила барьеры на пути российской продукции на свой рынок, так как многие попавшие в перечень товары в большом объеме поставляются на белорусский рынок из России.

Запретный перечень вызвал серьезное недовольство российского правительства. Сохраняя его, Беларусь, как можно было предположить, вряд ли могла рассчитывать на второй транш российского кредита в размере 1 млрд. USD.

Осознав реальные последствия этого шага, Минск вынужден был пойти на попятную. "Черный список" был отменен письмом Минторга от 19 февраля.
Но уже спустя несколько дней, 24 февраля, на заседании Совмина, где обсуждались антикризисные меры, министр экономики Н. Зайченко предложил ввести запретительные ввозные таможенные пошлины на целый ряд потребительских товаров. Тут же последовала реплика премьер-министра Сергея Сидорского: "За исключением российских".

Можно предположить, что отмена запретительного перечня была условием не только выделения второго транша российского кредита, но и сигналом к началу переговоров по предоставлению равных условий доступа к государственной поддержке в РБ и РФ, что для Минска не менее актуально.

Пока - по 4 предприятия с каждой стороны.

По данным "БР", Беларусь и Россия уже приступили к обсуждению перечня предприятий, которые получат национальный режим доступа на свои внутренние рынки. Речь идет об участии в государственных закупках, а также о равном доступе хозяйствующих субъектов к банковскому кредитованию.

Воспользовавшись тем, что антикризисным планом совместных действий Беларуси и России предусмотрено создание условий для расширения взаимной торговли, белорусская сторона оперативно направила в МЭРТ РФ два списка предприятий, которые претендуют на равный с российскими производителями доступ к российскому рынку. В один из них включены предприятия промышленности, во второй - пищевой промышленности.

В первом списке 99 белорусских предприятий, в том числе ОАО "Белшина", МАЗ, БелАЗ и т. д., а также 4 сахарных завода. Во второй список включены 115 молокоперерабатывающих предприятий и птицефабрик, получивших аттестацию Россельхознадзора РФ.

Белорусская сторона считает, что у нас с РФ - единое таможенное пространство, в основном там для белорусских заводов закупаются комплектующие, поэтому белорусские предприятия должны иметь в РФ такой же статус, как и российские производители.

В свою очередь российская сторона заявила, что внимательно изучит список и во избежание недобросовестной конкуренции исключит из него предприятия, уже получающие госсубсидии в Беларуси.

Пока, по данным "БР", на получение национального режима доступа товаров на свои внутренние рынки, включая госзакупки, а также равный доступ к банковскому кредитованию на обычных коммерческих условиях, претендуют по 4 предприятия с каждой стороны. С белорусской стороны это МТЗ, МАЗ, "Гомсельмаш" и "Бобруйскагромаш". С российской - "Россельмаш", ЗИЛ, КамАЗ и ГАЗ.
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!