Искусство выбирать покупателя

2009-07-06 14:23:19
"Александр АЛЕСИН"
Выступая перед журналистами в последний день первого полугодия, министр экономики РБ Николай Зайченко признал: "Сегодня (мы) не можем сказать, что вышли на траекторию экономического оживления". И особенно это справедливо в отношении промышленности, а в ее рамках - сельхоз- и автомобилестроения, которые изначально были ориентированы на внешние рынки (в первую очередь - российский и украинский) и теперь в наибольшей степени поражены кризисом.

Мнение о том, что сегодня самой болевой точкой нашей экономики является именно промышленность, в особенности машиностроение и металлообработка, высказал также первый вице-премьер Владимир Семашко, выступая 26 июня в Палате представителей Национального собрания.

Как ни пересчитывай...

Впрочем, других мнений здесь и быть не может, поскольку существуют данные Национального статистического комитета. А согласно этому источнику, общий индекс промышленного производства за январь - май текущего года составил 96,6% от соответствующего прошлогоднего показателя, а в области машиностроения и металлообработки он упал до 76,8%.

Из всего перечня важнейших изделий в январе - мае 2009 г. рост отмечен только в производстве плит газовых (+4,3% относительно прошлогоднего показателя) и электрических (+10,8%). По остальным товарным позициям за отчетный период произошло снижение выпуска.

При этом по многим из них зафиксирован рост соотношения уровня складских запасов готовой продукции и величины среднемесячного выпуска с начала текущего года. В целом по машиностроению и металлообработке значение данного показателя по состоянию на 1 июня 2009 г. составило 184,2%.

В разрезе видов изделий картина следующая: по металлорежущим станкам сокращение производства составило 37,9%, складские запасы на 1 июня превысили среднемесячный выпуск в 4,2 раза; по кузнечно-прессовым машинам сокращение - 63,2%, превышение - в 2,42 раза; по грузовым автомобилям - 50,2%, в 3,6 раза; по автобусам - 24,2%, в 2,93 раза; по тракторам - 29,8%, на 28,7%; по автомобильным прицепам и полуприцепам - 22,8%, в 2,4 раза.

Не лучше складывается ситуация с бытовыми товарами длительного пользования: выпуск холодильников и морозильников снизился на 1,2%, зато превышение их складских запасов над среднемесячным выпуском составило 2,75 раза; стиральных машин изготовлено меньше на 16,8%, но их запас больше среднемесячного выпуска в 2,85 раза; телевизоров - на 23,8%, в 3,4 раза.

"Чужие" среди "своих".

Причиной такого положения является сокращение экспорта продукции белорусского машиностроения, в первую очередь вследствие падения спроса на нее в Российской Федерации. В частности, зарубежные поставки дорожно-строительной техники за январь - апрель 2009 г. составили лишь 15,8% от объема 2008 г., грузовых автомобилей и седельных тягачей - 20,1%, автомобилей специального назначения - 32,5%, прицепов и полуприцепов - 29,2%, тракторов - 51,6%.

По мнению В. Семашко, происходящее объясняется не только снижением платежеспособности зарубежного покупателя, но и протекционистской политикой Украины и России.

Наличие ограничений на кредитование российских предприятий, которые хотят покупать импортную сельхозтехнику, аналогичную производимой в России, 29 июня признал и премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече с лидерами парламентских фракций.

И хотя, по словам Н. Зайченко, Беларусь продолжает поиск путей выхода на российский рынок, вряд ли в ближайшее время эти усилия увенчаются успехом. Активизация внутреннего спроса за счет импортозамещения и преференций собственным производителям является одним из "китов" второго плана антикризисных действий, рассчитанного до конца текущего года.

Особо отметим, что создание Россией препон для доступа белорусской машиностроительной продукции вряд ли имеет политическую подоплеку. Ведь если сопоставить текущие показатели производства двух стран, то окажется, что на российских заводах падение выпуска важнейших видов продукции машиностроения и металлообработки существенно выше.

Так, изготовление металлорежущих станков с января по май 2009 г. сократилось в РФ и РБ соответственно на 60 и 37,9%, кузнечно-прессовых машин - на 64 и 63,2%, грузовых автомобилей - на 73 и 50,2%, автобусов - на 66 и 24,2%, тракторов колесных - на 43,5 и 29,8%.

Если говорить о работе отрасли в целом, то за январь - май 2009 г. снижение промпроизводства в России составило 15,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Отметим, что ускорение темпов спада наблюдается вот уже на протяжении нескольких месяцев: март - на 13,7%, апрель - на 16,9%, май - на 17,1%.

Не нефтью единой.

А спровоцирован этот процесс сокращением емкости соответствующих рыночных сегментов вследствие общего снижения платежеспособного спроса в России. Аналогичным образом ситуация складывается и в других секторах экономики РФ. Например, на рынке потребительских товаров, причем как продовольственных, так и непродовольственных.

Впервые показатель розничного оборота стал отрицательным в феврале, опустившись на 1,4% ниже прошлогоднего. Далее падение ускорилось: в марте - на 3%, в апреле - на 4,5%, в мае - на 5,6%. Понятно, что еще сильнее уменьшился спрос на быстро дорожающую зарубежную продукцию: по информации Минэкономразвития РФ, в мае текущего года объемы импорта оказались на 44,6% ниже соответствующего прошлогоднего показателя.

То, что кризисные явления в народном хозяйстве РФ носят не локальный, а общесистемный характер, подтверждают и макроэкономические данные. Согласно недавнему заявлению замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, в мае 2009 г. ВВП России сократился на 11% относительно мая 2008 г., а за январь - май 2009 г. падение составило 10,2%.

Говоря о факторах, повлекших за собой столь резкое снижение ВВП, замминистра особое внимание обратил на сокращение инвестиций в российскую экономику. В частности, в мае вложения в основной капитал упали относительно мая 2008-го на 23,1%. Но их уменьшение отмечалось и в предыдущие месяцы: в марте оно составило 15,4%, в апреле - 16,2%. В целом за пять месяцев - 17,7%, что дает основание верить предварительному прогнозу Минэкономразвития о возможном сокращении инвестиций в России по итогам года на 23-25%.

Решающее значение сокращению инвестиций придает и экономист московского офиса крупнейшего американского инвестиционного банка Goldman Sachs Рори Макфаркуар. По ее мнению, по результатам II квартала падение ВВП в РФ может усилиться до среднегодового показателя 10,9%, поскольку рост цен на нефть не способствует подъему экономики без оживления кредитного рынка. Падение производства в России вызвано не столько снижением цен на сырьевые товары, сколько внезапной остановкой притока нового капитала, которая случилась в III квартале 2008 г.

Еще более определенно выразился главный экономист Deutche Bank в РФ Ярослав Лисоволик. Чтобы подорожание нефти положительно сказалось на российской экономике, считает он, потребуется время, стабилизация курса рубля, рост финансовых рынков, но главное - реальный сектор должен получить доступ к дешевым и "длинным" деньгам.

...Плюс неэффективность.

Чуть иначе видят проблему аналитики Bank of America Securities - Merrill Lynch. И нефтезависимость, и недостатки банковской системы действительно стали причиной того, что кризис особенно остро заявил о себе в России. Но возвращение высоких нефтяных котировок и оживление инвестиционного процесса не принесут быстрого оздоровления: низка эффективность государственного сектора экономики и полностью исчерпан потенциал существующих производственных мощностей.

Тем более что сейчас на мировых рынках не существует значимых факторов, которые могли бы оживить спрос на продукцию российской промышленности за рубежом и тем самым его стимулировать, утверждает эксперт инвестиционной компании "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Кочурков.

В данном контексте, полагают многие эксперты, протекционистские меры, предпринимаемые Правительством РФ, отрицательно скажутся на народном хозяйстве страны в долгосрочной перспективе: у бизнеса пропадает мотивация повышать конкурентоспособность, но появляется возможность в отсутствие конкурентов поднимать цену.

И хотя устранение наиболее опасных соперников поможет российским производителям какое-то время удерживаться на плаву, последствия такого рода шагов будут диаметрально противоположными ожиданиям инициаторов. Фактически речь идет о консервации существующей сегодня модели российской экономики - энергозатратной, с низкой производительностью труда, отсталыми технологиями.

А это делает Россию труднопредсказуемым торговым партнером, спрос которого на белорусские товары напрямую зависит от малейших капризов погоды на мировых сырьевых и финансовых рынках. Следовательно, и руководству РБ, и директорам промпредприятий следовало бы по возможности быстрее отказаться от политики безоговорочной ориентации на монопольного потребителя. Чтобы не понести слишком болезненных потерь в сахарных, молочных, комбайновых, тракторных и т. п. "войнах".

Конечно, хорошо было бы начать этот процесс давным-давно, но лучше поздно, чем никогда.
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!