Кампания отчаяния

2009-05-11 17:20:09
"Геннадий Барбарич"
В майские дни 10 лет назад Беларусь была взбудоражена альтернативной кампанией по выборам президента Республики Беларусь.

Решение об их проведении в 1999 г. приняли депутаты распущенного Верховного Совета XIII созыва. Заканчивался 5-летний срок президентского правления Александра Лукашенко, а объявлять новые выборы он не собирался. Ноябрьский референдум 1996 г. о поправках в Конституцию Республики Беларусь, на котором А. Лукашенко получил поддержку населения, предусматривал отсчет президентского срока с момента проведения референдума.

И вот 10 января 1999 г. 44 депутата распущенного Верховного Совета XIII созыва во главе со спикером Семеном Шарецким объявили о проведении президентских выборов в Беларуси, назначив их на 16 мая.

Была сформирована Центральная комиссия по выборам президента. Ее возглавил Виктор Гончар. Эта комиссия начала действовать быстро и решительно. Сказался опыт Гончара - бывшего руководителя Центризбиркома. Для участия в выборах были выдвинуты два кандидата: экс-премьер-министр Михаил Чигирь и председатель Белорусского народного фронта Зенон Позняк, находившийся в эмиграции.

Реакция властей не заставила себя ждать. Газетам, публиковавшим объявления о выборах, выносились предупреждения. В. Гончар и еще несколько членов альтернативного ЦИКа были подвергнуты административному аресту.

В. Гончар оказался под наиболее сильным прессингом. Во время десятисуточного ареста он начал сухую голодовку, из которой был насильственно выведен. Затем в отношении его было возбуждено уголовное дело за самовольное присвоение власти должностного лица. По этой же статье дело завели и на бывшего министра внутренних дел Юрия Захаренко. А в конце марта был помещен в СИЗО М. Чигирь.

Но это не остановило кампанию. Когда спецслужбы стали активно препятствовать заседаниям ЦИКа, В. Гончар придумал проводить их в арендованных автобусах. Вручение удостоверений кандидатов на выборы он решил провести напротив резиденции президента - в гостинице "Октябрьская". Туда, естественно, не пустили. Но церемония прошла прямо на улице.

В начале апреля 1999 г. в негосударственных СМИ был опубликован документ о противодействии выборам, разработанный, как утверждалось, белорусскими властями. Он предусматривал многоуровневую борьбу с оппозицией, активизацию репрессивно-запретительных действий. Комитету госбезопасности во взаимодействии с прокуратурой предписывалось "осуществить меры предупредительно-профилактического характера в отношении ряда радикально настроенных лидеров и активистов кампании по отстранению от власти президента Республики Беларусь", "выявлять источники и каналы финансирования и иной материальной поддержки указанных нелегитимных структур и пресекать их через возможности таможенных, финансовых и налоговых органов". Органы юстиции должны были не допустить перерегистрации радикально и "экстремистски ориентированных" общественных формирований.

"Комитету госбезопасности использовать данную ситуацию с целью разложения и компрометации указанных структур", - говорилось в документе.

По факту утечки информации КГБ возбудил дело. Были допрошены несколько человек. О том, что документ вполне может быть реальным, говорит последующее развитие событий. Многие из действий белорусских властей по подавлению оппозиции и гражданского общества выполнены и по этому, и по другим не попавшим в прессу сценариям.

Выборы состоялись 16 мая. Но реально в этот день проголосовала очень незначительная часть населения, хотя в итоге В. Гончар и заявил, что выборы состоялись (то есть якобы была явка больше 50%), однако никто из кандидатов не набрал больше 50% голосов избирателей.

Следует отметить, что на последнем этапе кампания застопорилась. Возникли проблемы с финансированием. З. Позняк заявил о снятии своей кандидатуры, обрушившись с критикой на организаторов выборов. Кампания, которая подавала огромные надежды практически всей оппозиции, закончилась безрезультатно. Но она, безусловно, оказала влияние на ситуацию в белорусском обществе.

Влияние было противоречивое. Многие упрекали В. Гончара, что его действия в результате раскололи и ослабили белорусскую оппозицию, увели ее от реальной борьбы в виртуальное пространство. В противовес этому высказываются иные мнения: кампания была попыткой реальной политической борьбы, мобилизации общества и объединения оппозиции. Но силы были слишком неравны.

Как отмечал в своей статье "Перспективы "бархатной революции" в Беларуси" политолог Владимир РОВДО, белорусские политические партии постоянно вытеснялись властями в сектор неправительственных организаций, который, как известно, не ведет борьбу за власть, а лишь оказывает на нее влияние.

Для многих партий правозащитная деятельность, популяризация белорусской культуры, гражданское образование стали чуть ли не более важным занятием, чем реальное соперничество с авторитарным режимом за власть.

"Это среди прочих причин повлияло на замыкание партий на самих себе, на отрыв их от белорусских граждан, создание самодостаточного "параллельного общества" со своей символикой, своими праздниками, своим языком, своими газетами и журналами, своим парламентом (в конце 90-х годов им стала часть депутатского корпуса Верховного Совета XIII созыва, отказавшаяся пойти в отставку в 1996 году после конституционного референдума), своим "теневым" кабинетом министров и так далее.

Кульминацией данного процесса стали так называемые "виртуальные президентские выборы", которые оппозиция провела в 1999 году, когда истек срок полномочий А. Лукашенко в соответствии с Конституцией 1994 года. Наиболее печальным фактом в той истории было то, что оппозиционный Центризбирком пошел на сознательное завышение явки, которая, по его данным, составила 54%. На самом деле в "виртуальных выборах" принимало участие не более 5% избирателей", утверждается в статье В. Ровдо.

Несколько по-иному события 10-летней давности видит политолог Владимир МАЦКЕВИЧ.

"Политическая жизнь в Беларуси впала в кому после 1996 года. И все последующие годы происходило ее медленное угасание", - считает В. Мацкевич. На этом фоне кампания, организованная В. Гончаром в 1999 году, была смелой и интересной. Но она была "кампанией отчаяния".

"Поскольку в легальных формах демократический процесс выборов тогда организовать было невозможно, были организованы игровые, симулятивные выборы. Они, конечно, не могли иметь никакого политического эффекта. Они не могли быть легитимными, повлиять на государственное управление и политику. Но они могли влиять и влияли на общественное мнение, показывая, насколько реальная политическая жизнь не соответствует азбучным требованиям демократического процесса. Влияние имитационных выборов, организованных Гончаром, и было самым опасным моментом для властей. Хотя тогда в пассивном белорусском обществе они не получили того резонанса, которого были достойны. Но Гончар, организовав эти выборы, показал себя изобретательным, креативным политиком. И думаю, что это стало одной из главных причин того, что он исчез. Потому что непредсказуемый политик для власти - действительно опасная вещь", - сказал В. Мацкевич в интервью "БР".

Анатолий ГУРИНОВИЧ, член "гончаровского" ЦИКа, бывший депутат Мингорсовета, считает, что выборы были отличной задумкой: "Мы заставили тогда власти играть на нашем поле, и власти в какой-то момент явно растерялись".

Выборы 1999 г., по словам А. Гуриновича, "разбудили интерес к нашей стране, дали возможность международному сообществу внимательнее вглядеться в происходящее в Беларуси". Но самое главное в них - настоящая, живая работа с людьми. "Это давало возможность надеяться на лучший вариант... И страх толкнул власти на то, чтобы действовать силовым образом", - сказал он.

Станислав ШУШКЕВИЧ, председатель Белорусской социал-демократической Громады, также назвал выборы 1999 г. формой пропаганды демократических подходов.

"Это была хорошая акция. Вырастали люди на местах, формировались комиссии. Была активность, была форма работы. Сейчас у нас таких новых форм работы мало... А много тех, кто любит критиковать со стороны. Но когда нужно повесить колокольчик на хвост тигру, никого нет! Какая акция после этих выборов была лучше, интереснее?".

Впрочем, известный политик не идеализирует ту кампанию. Выборы, по его мнению, принципиального влияния на ситуацию в стране не оказали.

Как отметил один из координаторов Европейской коалиции Николай СТАТКЕВИЧ, выборы подняли рейтинг В. Гончара. Но Н. Статкевич считает, что В. Гончар "был политиком-одиночкой, он не опирался на какую-либо структуру. И это вынуждало его действовать рискованно".

"Я еще тогда говорил, что он должен все время создавать события, рисковать, ходить по гребню... Но человек, способный проводить такие ходы, нужен сейчас. Хотя из-за кампании 1999 г. мы много потеряли, породив тенденцию виртуальных кампаний и подвергнув тысячи граждан репрессиям властей", - считает Н. Статкевич.

Одними из самых резких критиков кампании стали руководители Консервативно-христианской партии БНФ. Первый заместитель ее председателя Юрий БЕЛЕНЬКИЙ напомнил, что эта партия, возглавляемая З. Позняком, резко отрицательно относится к выборам 1999 года, окрестив их "планом "Чигирь".

"Мы спрашивали у В. Гончара, что будет представлять собой предстоящая кампания: выборы или политический проект? Гончар уверял, что состоятся выборы. Руководство партии выдвинуло конкретные условия, с которыми он согласился", - рассказал Ю. Беленький. Однако в дальнейшем стало очевидно, что реальных шагов не предпринимается. Вплоть до того, что низовые комиссии не были обеспечены ни бюллетенями, ни урнами.

В. Гончар вскоре и сам признал, что это политическая кампания. "Об этом мы и сообщили З. Позняку. После чего он лично обзвонил большинство комиссий и убедился, что подготовка к выборам не проводится. А после того как прозвучали цифры о миллионах участников, Позняк принял жесткое решение о снятии своей кандидатуры. Была информация, что именно его собираются объявить победителем. То есть сделать заложником фальсификации. Если бы он согласился с этим, то дискредитировал бы и себя как политика, и все те силы, которые отстаивают идею независимости", - сказал Ю. Беленький.

Он не согласен, что именно этот шаг лидера БНФ осложнил ситуацию в партии настолько, что к осени 1999 г. она раскололась. Ю. Беленький называет это формальной причиной, работа же по расколу БНФ велась, по его словам, еще с 1997-1998 гг.

Болезненным вопрос о выборах оказался для бывшего премьер-министра М. Чигиря, который 8 месяцев провел в следственном изоляторе. А затем он и двое членов его семьи на многие годы попали под следственно-судебный пресс.

"Я работал в Москве. Истинной ситуации, что здесь происходит, не знал. Приезжал только на выходные. Меня убеждали, что Лукашенко готов чуть ли не отказаться от власти. На самом деле оказалось все совсем не так. Не буду говорить, что меня подставили. Я же сам согласился, сам должен был думать об этом! Но шансов на победу действительно не было. И той поддержки со стороны России, о которой говорили Шарецкий и Гончар, не было. Это был блеф".

Однако бывший премьер-министр не разделяет мнения, что кампания была напрасной. "Если бы ее не было, то, вполне возможно, сложившаяся в Беларуси ситуация была бы принята мировым сообществом уже тогда".

Если суммировать все мнения, очевидно, что выборы стали масштабной политической кампанией, мобилизовавшей оппозиционные структуры. Власти, что называется, была брошена перчатка.

За считанные месяцы В. Гончар "раскрутил" себя в одну из ведущих фигур белорусской политики. Его действия показывали, что выборы 1999 года - это только часть некоего большого плана, возможно, связанного с официальными президентскими выборами двумя годами позднее. Так сказать, учения в условиях, максимально приближенных к боевым.

Летом 1999 г., после неожиданного бегства запуганного С. Шарецкого, В. Гончар был избран исполняющим обязанности председателя Верховного Совета XIII созыва. Он настойчиво перестраивал оппозиционный парламент в координирующий и руководящий центр оппозиции.

Параллельно В. Гончар активно занялся формированием своей команды как потенциального кандидата на официальных президентских выборах.

Но 16 сентября 1999 г., накануне важного заседания Верховного Совета, он был похищен. Оппозиция начиная с 1999 г. потеряла политическую инициативу.
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!