О том, что заявка от Беларуси на кредит уже находится в российском правительстве, сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин 28 мая в Минске.
"Кредитная заявка на строительство АЭС составляет 9 млрд. USD", - сказал он. По его словам, вопрос о выдаче кредита пока не рассматривался, так как "пока не принято решение о строительстве АЭС". Тем не менее Кудрин пояснил, что сейчас анализируются все документы, все перспективы самой атомной станции. "Нужно все взвесить", - добавил он.
Последовательность соглашений.
Первое, что зацепило в словах А. Кудрина, это то, что решение о строительстве АЭС еще не принято. Как же так, мы ведь уже много раз слышали о том, что принято окончательное и бесповоротное решение о ее строительстве!
Но с юридической точки зрения окончательное решение - это решение о начале строительства. У нас же пока нет даже юридически закрепленного решения об окончательном выборе площадки.
Это, однако, не мешает представителям российского атомпрома уже без всяких оговорок заявлять, что для белорусской АЭС выбраны генподрядчик - им стало российское ЗАО "Атомстройэкспорт" (АСЭ) и проект будущей станции - это проект АЭС-2006 в варианте Санкт-Петербургского Атомпроекта (в России есть два конкурирующих проекта АЭС-2006).
Оговорки типа "Беларусь склоняется к выбору" позволило снять межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, которое было подписано 28 мая заместителем генерального директора по ядерному энергетическому комплексу госкорпорации "Росатом" Александром Локшиным и министром энергетики РБ Александром Озерцом.
Как сообщил журналистам Александр Локшин, "этот документ носит рамочный характер и открывает возможность взаимодействия по многим направлениям, в том числе проектированию, строительству, эксплуатации и выводу из эксплуатации станции, поставкам ядерного топлива, обращению с отходами".
Однако для реализации проекта потребуется подписание соглашения непосредственно о строительстве АЭС. "Соглашение мы договорились подготовить к подписанию в III квартале текущего года", - сообщил А. Локшин.
Тем не менее подписанное 28 мая соглашение уже дает возможность "Атомстройэкспорту" заниматься со своими белорусскими партнерами работой "по формированию дополнительной правовой и контрактной базы для сооружения первой белорусской АЭС", - сказано в пресс-релизе АСЭ.
Именно в "контрактной базе" и будет определена стоимость строительства будущей станции. Как правило, вместе с контрактом подписывается и соглашение о кредите на строительство станции.
Дороговато будет.
Но в сообщении министра финансов А. Кудрина о кредите, помимо самого факта обращения с такой просьбой еще до подписания контракта на строительство, удивляет сумма, которую мы собираемся привлечь, - 9 млрд. USD.
Отметим, что представители белорусской науки и правительственные чиновники на протяжении последних лет убеждали нас, что строительство двух блоков обойдется Беларуси в гораздо меньшие суммы: сначала в 2-2,5 млрд. USD, потом в 3-3,5 млрд. USD, затем в 4-5 млрд. USD и, наконец, по самым пессимистичным оценкам, - 6-7 млрд. USD.
Первый вице-президент ЗАО "Атомстройэкспорт" Александр Глухов в марте текущего года в Минске сказал, что для зарубежного строительства средняя цена составляет не менее 3 тыс. EUR за киловатт установленной мощности.
С учетом же того, что для строительства в Беларуси выбран проект АЭС-2006, мощность реакторной установки в котором составляет 1.170-1.200 МВт, то получается, что Беларусь уже строит не 2 ГВт мощности, как это утверждено постановлением Совбеза, а 2,4 ГВт. То есть, если принять оценку А. Глухова за основу, получается, что строительство АЭС в Беларуси силами "Атомстройэкспорта" может обойтись в 7 млрд. EUR. А если еще учесть курс евро/доллар, то можно натянуть и все 9 млрд. USD.
И все же такая стоимость двухблочной АЭС на сегодня, когда тенденция резкого роста цен на сырье и стройматериалы сменилась на противоположную, выглядит уж слишком завышенной, и возникает вопрос об экономической эффективности такого проекта.
Не исключено, что Беларусь просто пытается выбить побольше денег, чтобы использовать их на другие текущие нужды, поэтому и закладывает максимальные оценки. Но, скорее всего, речь идет о кредите на строительство не двух, а трех блоков.
Для внутреннего потребления.
Факт переговоров о возможном строительстве третьего блока на белорусской АЭС подтвердил 28 мая Александр Локшин.
"Предполагается построить два блока АЭС, они будут удовлетворять внутренние потребности, а возможность строительства третьего блока позволит экспортировать электроэнергию. Строительство третьего блока - это пока только тема для разговора. Но вопрос такой рассматривается", - сказал замглавы "Росатома".
Слухи о том, что Беларусь предлагает России построить еще один блок на паях, появились около месяца назад. При этом отмечалось, что у сторон возникли разногласия по финансированию - белорусская сторона считает, что в таком случае Россия должна разделить бремя финансирования по строительству всей станции - ведь станция строится "с нуля". Россия же считает, что финансировать должна только строительство третьего блока на уже имеющейся станции.
Однако в заявлении замглавы "Росатома" обращает на себя внимание еще один момент. Третий блок подается как возможность для экспорта электроэнергии. Отметим, что белорусские власти уже вовсю разрекламировали свои экспортные возможности в связи с пуском АЭС в 2016 году будущим потенциальным потребителям - Литве и Латвии, хотя о третьем блоке до сих пор разговоров не было.
Ведь имеющиеся мощности белорусской энергосистемы и сегодня в состоянии полностью обеспечить внутренних потребителей электроэнергией (с учетом кризиса потребление даже упало). Целью же строительства АЭС называлась диверсификация энергоносителей, снижение зависимости от поставок газа.
Теперь эту тему, похоже, взяла на вооружение и российская сторона. Как сообщается в пресс-релизе "Атомстройэкспорта", распространенном после подписания межправительственного соглашения 28 мая, первый вице-президент ЗАО "АСЭ" Александр Глухов заявил: "Сооружая атомную электростанцию, Беларусь обеспечивает замещение значительного объема потребления российского газа при условии, что вся вырабатываемая на первой белорусской АЭС и на других белорусских генерирующих мощностях электроэнергия обеспечивает внутренний спрос".
То есть это заявление можно понять так, что если Беларусь, построив станцию с участием и за кредиты России, рассчитывает после пуска АЭС экспортировать электроэнергию на те рынки, куда ее поставляет Россия, создавая ей конкуренцию и не согласовывая эти поставки, то у нее этот вариант не пройдет - Россия просто-напросто уменьшит поставки газа в Беларусь на те объемы, которые должна заместить АЭС.
Отметим, что если к моменту пуска белорусской АЭС Россия реализует свои глобальные "потоковые" газотранспортные проекты, то для заполнения новых труб каждый кубометр газа будет на счету. Так что она с большим удовольствием снизит его поставки в Беларусь.