Секретное (и тем не менее сразу попавшее в СМИ) предложение президента США Барака Обамы руководству России разменять базы ПРО в Восточной Европе на совместное противодействие ракетно-ядерным планам Ирана и открытый отказ президента РФ Дмитрия Медведева пойти на это вызвали полную сумятицу в умах политиков и политологов.
Отказ в "перезагрузке".
Не меньший фурор в кругах экспертов вызвало и предположение о том, что администрация Обамы, возможно, вернулась к рассмотрению российского предложения о размещении элементов системы ПРО в России и совместном управлении ими.
По сведениям пожелавших остаться неизвестными источников в американской администрации (на которых ссылается опубликовавшая эту информацию The New York Times), еще в феврале Обама прислал Медведеву личное послание на этот счет.
Однако, по данным издания, проблема ПРО хотя и важная, но не единственная составляющая усилий по "перезагрузке" российско-американских отношений. В послании наряду с противоракетной затрагивается и тема продления договора о стратегических вооружениях, а также сотрудничества в области снабжения контингента США в Афганистане.
Между тем уже вскоре после появления подобного рода публикаций в прессе Д. Медведев заявил, что никаких "разменов" в области ПРО не будет, и в особенности по Ирану. Россия готова обсуждать с США только действительно конструктивные предложения в этой сфере, которые бы отвечали интересам и РФ, и Европы, и Соединенных Штатов.
Он подчеркнул, что это "должна быть именно нормальная, полноценная, глобальная конструкция, а не ее фрагмент, размещенный вблизи российских границ". Постановка вопросов по ПРО предыдущей администрацией США вызывала у руководства России большие сомнения и недоверие.
Нынешние же инициативы американских партнеров, по словам президента РФ, пока свидетельствуют как минимум о том, что они готовы обсуждать эту проблему и выйти на ряд решений, "имеющих значение не только для России и Америки". Более конкретный разговор должен состояться 2 апреля во время первой личной встречи Д. Медведева и Б. Обамы на саммите "двадцатки" в Лондоне.
"Искандер" за скобками.
Возвращаясь к недолгой истории взаимоотношений лидеров России и США по "противоракетному" вопросу, напомним: уже 5 ноября 2008 г., выступая со своим первым ежегодным посланием к Федеральному собранию, президент РФ заявил, что Россия при необходимости готова предпринять ряд мер военного характера для нейтрализации элементов системы ПРО США в Европе (десяти противоракет в Польше и радара в Чехии).
И главная из них - размещение в Калининградской области ракетных комплексов "Искандер-М" с дальностью действия до 500 км, позволяющих держать под контролем практически всю территорию Польши, а также часть Германии и Чехии.
Однако в дальнейшем (28 января 2009 г.), чтобы дать избранному президенту США возможность для маневра, последовало заявление неназванного представителя генштаба Вооруженных сил РФ о том, что Россия приостанавливает подготовительные работы по размещению ракетных комплексов "Искандер" в Калининградской области. Причина - в отсутствии попыток со стороны новой американской администрации ускорить развертывание третьего позиционного района американской ПРО в Польше и Чехии.
В заявлении представителя российского генштаба ничего не было сказано о перспективах размещения ракетных комплексов "Искандер" на территории Беларуси в рамках госпрограммы перевооружения Вооруженных Сил РБ, о чем неоднократно заявляли не только высокопоставленные белорусские военные, но и сам президент РБ Александр Лукашенко.
На данный момент, как следует из последних высказываний высокопоставленных американских политиков и военных, единой позиции относительно того, размещать или не размещать передовые позиции национальной ПРО США в Польше и Чехии, в Вашингтоне до сих пор не выработано, несмотря на подписанные администрацией Джорджа Буша в прошлом году соглашения.
Так, выступая недавно в эфире телеканала NBC, глава Пентагона Роберт Гейтс высказал мнение, что Иран пока не накопил ядерный потенциал, достаточный для создания ядерного боевого заряда. Тем самым он фактически опроверг сделанное несколькими днями раньше заявление председателя объединенного комитета начальников штабов ВС США адмирала Майкла Муллена, который сообщил Си-эн-эн, что Иран уже готов к созданию атомного оружия.
Неясность ситуации придает и то обстоятельство, что бюджетное бюро конгресса США, сравнив различные варианты размещения средств ПРО в Европе по критериям стоимости и эффективности, так и не смогло решительно высказаться в пользу ни одного из них.
Согласно выкладкам экспертов бюро, потенциала по перехвату ракет на уже имеющихся в Европе двух американских базах в сочетании с радиолокационными станциями передового базирования, которые планируется ввести в эксплуатацию к 2012 году, вполне достаточно, чтобы прикрыть от потенциальных ракетных угроз Ирана более 99% населения США.
Появление нового позиционного района ПРО США в Восточной Европе довело бы этот показатель до 100% и создало бы "избыточный" оборонительный потенциал. Однако в качестве осложняющего фактора здесь следует рассматривать возражения России.
Запасная география.
Наряду с восточноевропейским специалисты конгресса США сравнивали три других варианта. Два из них предусматривают размещение противоракет на базах в Рамштайне (Германия) и Инджирлике (Турция), третий - на боевых кораблях США у берегов Румынии, Восточной Италии и Польши. РЛС передового базирования, по мнению авторов доклада, можно было бы разместить в Азербайджане и Катаре.
Технические трудности всех перечисленных проектов эксперты считают "преодолимыми". Правда, они заведомо исходили из допущения того, что все системы будут работать, как запланировано. По стоимости все эти варианты примерно одинаковы (порядка 9-14 млрд. USD за 20 лет), за исключением корабельного, он примерно вдвое дороже остальных. Прежде всего из-за того, что предполагает постройку новых кораблей ПРО.
С точки зрения охвата защищаемой территории полная противоракетная оборона Европы даже теоретически не достигается ни при одном из рассматриваемых вариантов. Что касается США, то для них "избыточный" эшелон обороны с базами в Чехии и Польше выглядит несколько предпочтительнее.
С его помощью, полагают аналитики конгресса, можно было бы, например, попытаться перехватить иранские ракеты (еще над территорией России), оценить эффективность этой попытки и при необходимости успеть задействовать средства ПРО уже в самих США. Правда, они умалчивают, как в этой ситуации будет вести себя руководство РФ.
Не спросили соседа.
Стоит ли говорить, что такая размытость позиций в высших эшелонах американской властной иерархии еще больше усилила опасения властных элит Польши и Чехии относительно того, что новая администрация США готова пересмотреть планы создания систем ПРО на территории, исходя из соображений технической, финансовой и политической целесообразности.
По мнению западных комментаторов, для того чтобы компенсировать ущерб, нанесенный репутации руководителей этих стран, вложивших весь свой политический капитал в эти договоренности, Вашингтону придется теперь пойти на размещение в Польше американских зенитно-ракетных систем Patriot безотносительно того, будут ли базироваться объекты ПРО США.
Это, собственно, и подтвердил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский после встречи в Вашингтоне с госсекретарем США Хиллари Клинтон. По его словам, речь идет сначала о временном, а потом о постоянном размещении батареи ракет Patriot в Польше. Для американских военнослужащих, которые будут их обслуживать, на польской территории будет создана специальная база.
Поясним, что зенитный ракетный комплекс Patriot предназначен для прикрытия крупных административных и промышленных центров, военных баз и других важных объектов от воздушного нападения. Комплекс может одновременно обнаруживать более 100 воздушных целей, сопровождая восемь из них.
В данном контексте вновь возникает вопрос: как отреагирует на появление у своих границ новых (пусть и оборонительных) вооружений военно-политическое руководство Беларуси и связанной с ней союзническими отношениями России.