«Раньше ничего такого и близко в современной истории Беларуси не было». Эксперты из разных областей провели онлайн – дискуссию, организованную Belarus in Focus, во время которой подвели итоги 2021 года.
Катерина Борнукова, академический директор BEROC (Киев):
— Если в стране и происходило что-то позитивное в 2021 году, то это происходило в экономике.
Несмотря на ожидание кризиса, мы, наоборот, получили экономический рост. По утверждению многих чиновников, прошедший год стал одним из самых лучших за последние 15 лет. К концу года ВВП вырастет чуть больше 2% . Реальные доходы населения тоже вырастут, скорее всего, на 2%.
При этом потребление практически не растет: люди не транслируют рост доходов в рост потребления, потому что уже ожидают ухудшения ситуации. Внутренние и внешние инвестиции падают. Общие инвестиции упали на 8% по сравнению с 2020 годом, который тоже не был очень успешным в плане инвестиций. Можно сказать, что в 2021 году экономика Беларуси в довольно неплохой форме, но назвать ее отличной сложно.
Из трендов хочется выделить экономическую политику в отношении частного сектора. Тренд был обозначен еще в начале года на ВНС, где Лукашенко рассказал, на каких условиях теперь частный сектор сможет работать в Беларуси. Одно из условий — политическая лояльность.
Однако надо сказать, что в этом плане трагического разворота мы не видели. В целом бизнес не испытал такого жесткого отношения со стороны власти, как испытало белорусское общество в целом. Но мы уже видим негативные изменения в политике — изменения в Налоговом кодексе. Во-первых, изменения ни с кем не обсуждались. Во-вторых, они вносятся в последний момент. В-третьих, непонятно, каким образом они будут работать, как будет осуществляться переход в систему без упрощенного режима.
Еще один тренд года — это санкции. Неопределенность, которую создавали санкции для экономики, уже сыграла свою роль, и дальше будет играть, вне зависимости от того, на сколько санкции действительно будут работать.
Говоря о следующем годе, нужно сказать, что мы не знаем, будут ли внешние условия супер приятными для Беларуси. Пока нет признаков того, что они резко ухудшаться. Беларусь нарастила стойкость к внешним угрозам и способность выплачивать внешний долг. Более того, прошедший год сделал очевидным то, что Россия, поможет Беларуси рефинансировать внешний долг, чтобы не произошло.
Основная уязвимость для экономики - это цепочка долгов госпредприятий и острое желание властей запустить инвестиционный цикл, который может привести к ошибкам в экономической политике, и как результат к финансовому кризису. Это как раз более реалистичный сценарий. Но мне кажется, правительство будет пытаться любыми силами удержать «нормальность» в экономике.
Петр Рудковский, директор Белорусского института стратегических исследований (BISS, Вильнюс):
— Что мы наблюдали в этом году.
Во-первых, исход из системы профессионалов. Появляется нехватка кадров.
Во-вторых, разные данные указывают на драматическое снижение аудитории государственных СМИ и еще более драматическое падение доверия к госСМИ.
Были подписаны интеграционные программы с Россией. Россия использует данную ситуацию для большей привязки Беларуси к себе. В ближайшее время в нашу страну в качестве посла прибудет Борис Грызло — российский силовик, и опытный политик. Думаю, Кремль поведет процесс в направлении транзита — не радикально, не быстро.
Павел Слюнькин, ассоциированный аналитик Европейского совета по международным отношениям (ECFR):
— Полтора года назад мы удивлялись, когда власти не согласовывали какие-то предвыборные митинги. Помню, люди говорили, вот оно — новое дно. Но сейчас то время кажется просто верхом либерализма. Новая нормальность, в которую мы попали в этом году, на самом деле ужасна. В этом смысле дна, безусловно, нет. Я не знаю, успевают ли белорусы морально и психологически поспевать за новым пробитым дном.
Еще один вывод этого года. Черные лебеди могут играть не только на стороне демократического общества, но и на стороне властей. К черным лебедям я бы отнес экспортное чудо, которое помогло Лукашенко в диалоге с Россией и в удержании под контролем социально-экономической ситуации, курса белорусского рубля и другого.
Еще один тренд. В этом году Лукашенко уступил России то, отчего отбивался годами. Кремль смог вынудить его подписать интеграционные карты. Происходит углубление структурной зависимости белорусской экономики от российской.
Кроме того, в Беларуси были созданы прообразы военных баз, которые красиво назвали военно-учебными центрами. Тем не менее базы предполагают наличие российской военной техники и российского персонала на территории Беларуси.
Рискну предположить, что и в следующем году тенденция углубления зависимости Беларуси от России продолжится. В то же время нельзя сказать, что теперь контроль над ситуацией в Беларуси находится в руках Москвы. Лукашенко как был, так и остается главным центром принятия решений, и главных рычагов управления он в Москву не передает. Пока.
Андрей Казакевич, директор института «Палiтычная сфера»:
— Основным итогом 2021 года можно считать то, что сложившаяся с 1996 по 2000 год политическая модель окончательно разрушена. Еще в начале года со стороны власти были ожидания, что можно вернуться к состоянию «до», что система может регенерироваться и нормально развиваться. 2021 год показал однозначно, что нет. Очевидно, что будет что-то совершенно другое. Что именно — это большой вопрос, но назад вернуться уже невозможно.
Кризис в отношениях с Западом — самый глубокий за всю историю Беларуси. Более того, Украина начала считать Беларусь угрозой для себя: потому что интересы Беларуси стали все больше совпадать с интересами России. Такой ситуации ранее никогда не существовало.
Другой новый феномен — разрушение баланса внутри правящего класса. В систему было интегрировано большое количество силовиков: на национальном и региональном уровнях. Полностью изменился существовавший ранее баланс между различными группами интересов.
Усилился раскол между властью и обществом. Эта тенденция уже хорошо была обозначена в 2020 году, но в 2021 она полностью закрепилась.
В 2022 году политизация общества в Беларуси продолжит усиливаться.