Появились свежие данные о денежных переводах, которые осуществляются через международные системы переводов. Речь идет в основном о деньгах, которые рядовые белорусы в частном порядке получают из-за границы или, наоборот, посылают за рубеж.
О некоторых интересных закономерностях рассказали эксперты проекта «Кошт урада».
Традиционно объем переводов в Беларусь больше, чем из страны, ситуация не изменилась и по итогам первого квартала 2023 года: из страны отправили 33 млн долл., а в страну пришло 42 млн долл. Но при этом объем переводов как в страну, так и из страны находится на минимуме за последние несколько лет. Для сравнения, в первом квартале 2022 года статистика была следующая: белорусы отправили из страны 40,8 млн долл. и получили из-за границы 72,4 млн долл.
Общее падение связано со многими факторами, главный из которых — значительное сокращение возможностей совершать переводы между республикой и большинством иных стран в связи с тем, что многие платежные системы перестали работать в Беларуси. Кроме того, значительные ограничения вводят и объявленные санкции.
Также сильно снизилась величина среднего перевода как из Беларуси, так и в Беларусь. При этом, посмотрев на график, можно увидеть, что впервые за шесть лет показатели поменялись местами — размер среднего перевода из страны стал меньше, чем размер среднего перевода в республику. В итоге сложилась следующая картина: из Беларуси средний перевод составлял в первом квартале 211 долл., а в Беларусь — 271 долл. При этом перевод из Беларуси за последний год даже не упал, он рухнул — в третьем квартале 2022 года он составлял 525 долл.
И еще одна интересная деталь. Давайте посмотрим на разницу между полученными и отправленными переводами за последние 7 лет. Как мы говорили ранее, все это время мы наблюдали ощутимый перевес в сторону поступающих денег: то есть белорусы больше получали валюту в страну, чем ее отправляли. И долгое время разница этих показателей оставалась относительно стабильной: порядка 30-40 млн долл. за квартал. То есть, в год выходило стабильно выше 100 млн долл.— вполне приличный дополнительный источник поступлений валюты в страну.
Но с началом полномасштабных военных действий в Украине произошел глобальный обвал разницы с плюс 37,2 млн долл. во втором квартале 2022 года до минус 20 млн долл. в третьем квартале. После этого баланс восстановился, но уже не выдает такие впечатляющие цифры как ранее, составляя плюс 5,6 млн долл. в четвертом квартале 2022-го и 9 млн долл. в первом квартале 2023-го. Если динамика сохранится, в этом году положительное сальдо составит около 30-40 млн долл. То есть минимум втрое меньше, чем раньше.
Что все это значит для белорусов? На самом деле, главная трагедия лежит не столько в экономической, сколько в социальной плоскости. Проблемы с переводами в страну и из нее в условиях, когда из республики выехали сотни тысяч человек, значительно затрудняют контакт между близкими людьми. Уехавшие специалисты с трудом могут поддержать пожилых родителей, оставшихся в стране. И наоборот, тем, кто остался в стране и еще способен стабильно зарабатывать, все сложнее поддерживать, например, уехавших на учебу студентов. Разрушаются связи, возникают проблемы, которые, казалось, уже были полностью исчерпаны в XXI веке — человек, находящийся от тебя буквально за несколько сотен километров, становится действительно «далеко».
А еще мы можем предположить, что сложившаяся тенденция будет сильно стимулировать создание серых схем перетекания валюты через границу. Уже сейчас, возможно и из-за этого, мы фиксируем рост доли «налички» в общем объеме широкой денежной массы (на нее уже приходится 12–13% всех денег в экономике). Рост наличных платежей, а следом и разного рода “схем”, станет очередной приметой возвращения 90-х. На этой экономической развилке есть только два пути - или в 80-е с введением валютных ограничений, или курс на восстановление относительно свободного перемещения капиталов. Пока что первое видится все более вероятным.