Когда до пенсии остается десять — пятнадцать лет, люди все больше задумываются, как отложить деньги на безбедную старость. Ведь жить достойно на одну государственную пенсию в Беларуси очень трудно.
Газета «Белорусы и рынок» поинтересовалась мнением экспертов о том, во что и как инвестировать средства, чтобы накопить на заслуженный отдых.
Но для начала «пробежимся» по инвестиционным инструментам, которые доступны белорусам.
На слуху — банковские депозиты, облигации и акции белорусских компаний, недвижимость, драгоценные металлы. С этими вариантами вложения средств более или менее знакомы все.
Новый вид накоплений, который появился в Беларуси относительно недавно, — пенсионное страхование. В нашей стране такую опцию предлагают несколько компаний. Механизм ее следующий: вы определяете размер и периодичность страховых взносов, а на них нарастает процент. Так, у одной из страховых компаний это 4 % годовых в рублях или 1–2 % в валюте. При достижении пенсионного возраста вкладчик будет получать накопленную «вторую» пенсию: всю за раз или частями в течение определенного количества лет.
Сейчас власти заявили о новом накопительном варианте — добровольном пенсионном страховании. С 1 октября 2022 года работникам предоставляется право уплачивать дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию в размере до 10% заработка (в дополнение к обязательному страховому взносу в бюджет Фонда социальной защиты населения в размере 1% заработной платы). Одновременно работодатели будут обязаны делать соразмерные взносам работников доплаты (но не более 3%) на накопительные пенсии из средств, предусмотренных на уплату обязательного 28-процентного взноса в бюджет ФСЗН.
Другой новый финансовый инструмент на рынке Беларуси — токены. По сути это электронный аналог ценной бумаги. Не выходя из дома, токены можно приобрести на инвестиционной онлайн-платформе Finstore.by.
Еще одно новое явление в финансовом мире— микроинвестирование. Суть его в том, что сумма каждой покупки, сделанной c помощью карты или приложения, автоматически округляется, а остаток инвестируется на банковский депозит. Проще говоря, с каждой купленной чашки кофе какая-то мелочь «падает» в инвестиционные накопления. Например, подобные сервисы уже запустили «Яндекс», «Альфа-Банк», «Тинькофф».
Кроме того, белорусам доступны инвестиционные инструменты зарубежных рынков: акции, облигации зарубежных эмитентов, инвестиционные фонды, ETF. Понятно, что для большинства белорусов это «высшая математика», но тем не менее возможность воспользоваться такой опцией у них есть.
Антон АНДРЕНКО, директор лизинговой компании «Авангард Лизинг»:
— Тем, кто задумывается о пенсии, я бы предложил обратить внимание на два инвестиционных инструмента, доступных на белорусском рынке: обеспеченные облигации и токены. Считаю, что они лучше, чем депозиты в банках или другие инвестиционные варианты.
Да, в банках работает квалифицированный персонал, который может оценить риски. Но банки берут деньги у вкладчиков и отдают их заемщикам, выступая посредником. Современные цифровые технологии позволяют «вырезать» банки из схемы размещения капитала. Инвестор, вместо того чтобы доверять деньги банку и получать 2–3% годовых с валютного вклада, может отдать свои средства тому же заемщику, которому в итоге отдал бы банк, но при этом получить уже не 2–3%, а до 11% годовых при тех же рисках.
Предпочтительной альтернативой выступают обеспеченные облигации, например, лизинговых компаний. Подчеркну, не все облигации, а именно те, выплаты по которым дополнительно гарантированы имуществом, например недвижимостью, которая и выступает гарантией возврата инвестиций в случае кризиса. Причем, как инвестор, я бы не был пассивным покупателем, а заглянул бы в список объектов, которые предлагаются в качестве обеспечения, и изучил их. Сегодня это можно сделать, не выходя из-за рабочего стола, — в интернете. Стоимость одной облигации — от 100 долларов до 5000 евро. Доходность по облигациям сейчас составляет 7–9 % годовых в валюте и до 25% в белорусских рублях — существенно выше, чем по банковским депозитам.
Вторая опция для инвестиций — токены (оцифрованные корпоративные долговые обязательства), реализуемые на платформе Finstore.by Стоимость одного токена начинается от 20 долларов, а процентная ставка может достигать 11% годовых в валюте, причем инвестировать и получать доход можно прямо в валюте на карточку, минуя белорусский рубль.
На платформе Finstore.by представлены десятки заемщиков, что позволяет диверсифицировать инвестиции среди широкого круга заемщиков. Условно говоря, ты отдаешь свою тысячу долларов не одному заемщику, как это происходит в облигационных займах, а распределяешь сумму, скажем, на десять компаний. То есть по рискам инвестиции в токены чем-то похожи на инвестиции в индексы.
Белорусы увлечены покупкой квартир. Однако мне кажется, что в этом случае доходность существенно ниже доходности других инструментов, доступных на рынке. Плюс присутствует уровень вовлеченности: квартиру нужно сдавать в аренду, регулярно ремонтировать, то есть заниматься ею постоянно. Когда человеку 65–70 лет, ему уже не хочется бегать и решать бытовые проблемы со сдаваемой квартирой. Недвижимость не соответствует критерию «пассивный доход».
Идея инвестиций за границу мне не нравится, поскольку отсутствует уровень контроля. Среднестатистический белорус, скорее всего, недостаточно хорошо владеет английским языком и не отличается финансовой грамотностью. Самостоятельно инвестировать в инвестиционные фонды он не сможет, ему потребуется брокер — субъект, у которого есть лицензия на право покупки и продажи ценных бумаг на бирже, и финансовый консультант. Таких квалифицированных людей, которые следили бы за изменениями на рынках и могли бы дать ценный совет, у нас буквально три человека. К сожалению, в нашей стране категории финансовых консультантов, понимающих международные рынки, практически нет.
Белорусские банки заявляют, что могут выступить финансовым консультантом и брокером через услугу «Доверительное управление». Тут все очень интересно. Банки согласны управлять инвестиционным портфелем своего клиента и получать доход от заработанной суммы. Но если инвестиции оказываются убыточными, то убыток ложится сугубо на клиента. Говорит ли это о компетенциях банков?
Говоря о микроинвестициях, отмечу, что это опция для недисциплинированных людей: тех, кто не может заставить себя отложить средства на будущее. По сути, речь идет все о том же банковском депозите. Финансовый институт лишь по чуть-чуть откусывает кусочки от трат клиента. Доходность и риски с такими инвестициями такие же, как у депозита.
Катерина БОРНУКОВА, академический директор BEROC (Киев):
— Депозиты в банках не приносят большого дохода. Однако возврат средств гарантирован государством, и до недавнего времени такие вложения считались в обществе низкорисковыми. Сейчас мы видим, что люди забирают деньги из банков, то есть население не доверяет белорусской банковской системе. В качестве альтернатив разумными мне видятся следующие инвестиционные варианты.
Размещение средств на международном рынке. Здесь без глубоких финансовых знаний средства лучше размещать не в акциях отдельных компаний, а в индексных фондах. Например, в рыночный индекс S&P500 входят самые крупные американские компании, и маловероятно, что все акции обвалятся в один момент. Многие белорусские банки предлагают данную услугу (доверительное управление) своим вкладчикам. Причем если раньше порог входа был 10 тыс. долларов, то теперь можно инвестировать, начиная и с тысячи. Даже при банкротстве белорусского банка инвестор сможет вернуть вложенные деньги.
Пенсионное страхование удобно тем, что изначально не требует больших вложений и изучения механики международных финансовых рынков. Плюс еще и в том, что пенсионное страхование освобождено от налогообложения. Проще говоря, откладывая по сто рублей каждый месяц, вы экономите тринадцать рублей на подоходном налоге. За десять — пятнадцать лет экономия на налоге выльется в хорошую сумму. Мне кажется, на сегодняшний день пенсионное страхование — самая рабочая схема долгосрочных накоплений для граждан Беларуси. Хотя, опять-таки, доверять ей или нет, каждый должен решать сам. Добавлю, что, в отличие от банковских вкладов и индексных фондов, до наступления пенсии инвестор не может снять деньги с пенсионного страхования. Одни считают это плюсом, другие минусом.
Недавно власти заявили о системе добровольного пенсионного страхования. Думаю, что это отличный вариант, и им нужно пользоваться. Правда, пока не ясно, куда будут вкладываться накопленные средства. Капитал за рождение третьего ребенка вкладывается в Банк развития под очень скромный процент. Если добровольное пенсионное страхование будет работать по такой же схеме, то не вижу смысла выходить дальше трех процентов, которые дублирует государство: преимущество системы заключается именно в этом дублировании.
Облигации и токены — рискованные инструменты. Сейчас одна за другой компании объявляют дефолт. Но если все-таки выбирать между токенами и облигациями, я бы отдала предпочтение последним. Преимущество токенов в удобстве: их легко выпустить и купить. Однако компания, выпускающая токены, не проходит такой же строгой проверки, как компания, выпускающая облигации. Сфера токенов слабо регулируется. У меня, например, возникает много вопросов, когда токены начинают выпускать такие компании, как Белорусская железная дорога, у которой еще недавно были отрицательные активы. Простой человек во всех нюансах разбираться не будет. Поэтому без глубоких знаний я бы не советовала людям иметь дело с плохо регулируемыми инструментами.
Микроивестирование будет полезно тем, кто обещает себе каждый месяц отложить деньги на будущее, а в итоге тратит все до копейки. Однако гораздо эффективнее, получив зарплату, сразу отложить часть денег и инвестировать их в доходный актив.
Виталий РУНЦО, ведущий финансовый консультант консалтинговой группы «Личный капитал»:
— Я не могу рекомендовать будущим пенсионерам инвестиционные инструменты страны с кредитным рейтингом на уровне «B» и негативным прогнозом. В моем представлении белорусские инструменты не дают необходимой премии за риск, который они несут.
Низкий кредитный рейтинг Беларуси задает потолок кредитного рейтинга по всем банкам и другим эмитентам на этом рынке. Какими бы святыми ни были банки, они могут быть поставлены регулятором в такие экономические условия, при которых не смогут своевременно обслуживать свои долги и выплачивать по ним проценты.
Высокая процентная ставка очень красноречиво показывает, насколько остро эмитент нуждается в деньгах. Процентная ставка по гособлигациям США (они являются образцом надежности и ориентиром «безрисковой» доходности по долларовым активам) — 0,25 %. Все, что выше, — это риск, и берет его на себя инвестор. Сравните, токены Белорусской железной дороги: 7,5 % годовых.
Считаю, что основу инвестиционного портфеля будущего пенсионера должны составлять инвестиции в фондовый рынок. Многие белорусы о нем ничего не знают. Но скажу так: пока человек не начнет изучать и повышать свою финансовую грамотность, ничего у него и не будет. Никому, кроме вас, эти знания не нужны. Финансовой безграмотностью людей всегда пользовалось государство.
Даже когда до пенсии остается десять лет, это прекрасный временной горизонт, чтобы успеть разобраться в тех инструментах, с которыми вы не очень знакомы. Не нужно лезть в дебри, достаточно изучить базовые механизмы, как устроен фондовый рынок. Самое главное, у белорусов действительно есть возможность инвестировать в более надежные юрисдикции, использовать диверсификацию, что позволяет серьезно защитить капитал от локальных потрясений.
Инвестировать в зарубежные инструменты можно через одного из посредников — профессиональных участников рынка ценных бумаг: белорусские банки (доверительное управление), зарубежные брокеры, зарубежные страховые компании.
Ряд белорусских банков предлагают услугу доверительного управления по приказу с минимальными порогами входа. При этом банк выступает налоговым агентом и предоставляет доступ к зарубежным инструментам фондового рынка. Но за удобство приходится платить повышенными комиссиями, а также нести риск потенциальной изменчивости законодательства РБ. Это хороший вариант для тех, кто хочет попробовать фондовый рынок на начальном этапе. Деньги, инвестированные в ценные бумаги, отделены от активов банка и сами по себе хорошо защищены инфраструктурой фондового рынка. Но есть нюанс: пополнить свой трастовый счет и вывести с него средства вы можете только деньгами и только на свой счет в этом же банке, тогда как зарубежные посредники позволяют открывать счета и пополнять их ценными бумагами, купленными через других посредников, и позволяют выводить средства на любой банковский счет в любой стране.
Зарубежный брокер — самый дешевый и самый технологичный посредник. При этом человек сам должен отслеживать изменения налогового законодательства в своей стране, своевременно подавать налоговые декларации, разобраться в инвестиционных инструментах и освоить онлайн-платформу, через которую осуществляется покупка активов. Данный способ подойдет самостоятельным инвесторам, готовым регулярно принимать свои собственные инвестиционные решения.
Самый простой посредник — зарубежные страховые компании. Их продукты больше похожи на коробочные решения для массового клиента, которые позволяют свести к минимуму самостоятельное управление и автоматизировать процесс инвестирования. От человека требуется минимум действий: определить срок и комфортную сумму регулярных инвестиций. Далее необходимо ежемесячно поддерживать на своей карте эту сумму. Она автоматически в одну и ту же дату будет списываться с карты, перечисляться на полис в страховой компании и инвестироваться в тех пропорциях портфеля, которые изначально задал человек. К минусам можно отнести издержки в виде более высоких комиссий по сравнению с брокерами и пороги входа, рассчитанные на зарубежные зарплаты.
Почему стоит доверять страховым компаниям? В этом мире «накрыться» может абсолютно все. Но когда делаешь инвестиции, нужно сопоставлять вещи. У белорусских банков рейтинг — «B». С точки зрения классического подхода кредитного риска белорусский банк в плане вложений значительно опаснее, чем страховая компания с рейтингом «А» и миллиардами активов под управлением.
Что касается покупки недвижимости в Беларуси с целью заработать, скажу, что для этого у человека должен быть большой личный опыт, а не одна-две сделки за жизнь. Практика показывает, что люди, купившие недвижимость перед кризисом 2008 года, на сегодня потеряли до 40 % от вложений (без учета арендных платежей). Согласно realt.by, тогда квадратный метр жилья стоил 2000 долларов, сегодня — 1218. Эту разницу не перекрыть даже доходами от аренды жилья. Плюс нужно учитывать, что в недвижимости есть и регулярные расходы: оплата коммуналки во время простоя, бытовые поломки, ремонт после съезда очередного жильца, налог за ренту и земельный налог и др. Квартира означает также привязку к региону. Я не пророчу Беларуси будущее Донбасса, но жизнь показывает, что случаются вещи, которые резко обесценивают недвижимость в какой-то локации. Поэтому если и инвестировать в недвижимость, то не весь свой капитал, и обязательно делать предварительные расчеты.
Мнение известных пенсионеров
Михаил ЧИГИРЬ, премьер-министр Беларуси в 1994–1996 годах:
— Когда-то я инвестировал в банк, в котором работал. Банк национализировали, и я потерял все вложенные средства. Вот такой у меня опыт. Финансовая система Беларуси очень нестабильная, поэтому в нашей стране если и инвестировать, то только в свое дело: в ту сферу, где ты разбираешься. Например, для меня неплохой инвестицией оказалась пасека. На ней я до сих пор и работаю. Но свое дело нужно начинать развивать задолго до выхода на пенсию.
Думаю, тоже неплохой вариант — инвестиции в недвижимость. Что же касается добровольного пенсионного страхования, посмотрите на печальный опыт России. У меня нет уверенности, что это будет стоящим делом.
Василий ШЛЫНДИКОВ, экономист, депутат Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва и экс-глава машиностроительного концерна «Амкодор»:
— Акции, облигации, депозиты — в нашей стране это бесполезно. В свое время мы, как наивные романтики, покупали акции, а те потом обесценились до нуля. Все наши инвестиции превратились в мусор.
Как я сейчас понимаю, для простого человека лучше всего и проще всего инвестировать в недвижимость. Именно в квартиру. В коммерческую недвижимость инвестировать рискованно. Коммерческое жилье — как весы: то хорошо, то одни убытки. Если уж вкладываться в коммерческое жилье, то в центре города, на первом этаже в проходном месте. Но простому человеку купить коммерческое жилье в таком месте практически невозможно.
А еще хорошая инвестиция — дача или дом: чтобы там жить на пенсии да сад разводить. Но важнее всего инвестировать деньги в воспитание и образование детей. Думаю, для любого человека дети должны быть главной инвестицией.
Зинаида БОНДАРЕНКО, народная артистка Беларуси:
— Конечно, на одну пенсию у нас в стране не проживешь. Нас двое: муж и я. Две пенсии на двоих — еще можно как-то выживать, а на большее мы и не рассчитываем. Нам уж если и умирать, то вместе (смеется).
Депозиты в банках, облигации… В это я не верю. Вы же видите, что происходит сейчас в стране. У меня никогда не было вкладов в банке. Мы, работники телевидения, которое тогда по-настоящему было национальным, получали совсем небольшие зарплаты, и нам не с чего было откладывать.