Белорусские банки не хотят одалживать деньги Минфину

2024-02-04 11:50:40
"Алексей МАЗАРТОВ, «Белорусы и рынок»"

Минфин 30 января попытался продать белорусским банкам свои ценные бумаги в российских рублях и долларах. Желающих одолжить Минфину российских рублей не нашлось. Аукцион пришлось признать несостоявшимся из-за отсутствия заявок.

Нет, желающие купить облигации в долларах все-таки были. Но Минфин удовлетворил только четверть от всех заявок по ставке в 2,5% на общую сумму в 13 млн долларов. Остальные заявки Минфин не удовлетворил, потому что ставка была для него неподходящей.

Об этом, а также о том, как власти в очередной раз расширили список не занятых в экономике граждан, которые должны платить за коммунальные услуги по экономически обоснованным тарифам, и что, собственно, не так с экономическим обоснованием этих тарифов — в новом выпуске программы «Оптимум» на ютуб-канале «Белорусы и рынок».

Сорванный аукцион — эхо решения белорусского Минфина не платить по своим долгам. Потому что долг по валютным облигациям белорусский Минфин не заплатил до сих пор. Хотя обещает это сделать уже полтора года.

Не заплатил ни в валюте, ни в белорусских рублях. Как признался министр финансов, для белорусского Минфина здравый смысл важнее выполнения каких-то формальных обязательств.

Результаты аукционов показывают, что здравый смысл есть не только у белорусского Минфина. У банков со здравым смыслом все тоже в порядке. Поэтому они не хотят рисковать своими деньгами, одалживая эти деньги тому, кто не привык отдавать.

Ну и поскольку с деньгами из-за этого возникают некоторые затруднения, власти неустанно ищут как бы им сэкономить. В этот раз решили экономить на тех, кого они считают тунеядцами.

В очередной раз они расширили список не занятых в экономике граждан, которые должны оплачивать коммунальные услуги по экономически обоснованному тарифу. Экономическая обоснованность тарифов — это вообще отдельный вопрос. Кто, кому и как эти тарифы обосновал – большая загадка.

Государство все время жалуется, что мы не полностью платим за коммуналку. Очень тяготится тем, что ему приходится возмещать какую-то часть затрат на эти услуги. Проверить это невозможно, поэтому приходится верить на слово.

Цена на газ для Беларуси не меняется уже несколько лет. В стране запустили атомную станцию с очень дешевым электричеством. При этом каждый год стоимость услуг ЖКХ растет. То есть, доля возмещения населением услуг ЖКХ должна тоже расти.

Но этого почему-то не происходит. По данным властей, в 2017 году население возмещало 60% стоимости услуг ЖКХ. К 2021 году доля выросла до 80%. Все нормально. Но к концу 2022 году эта доля почему-то упала до 40 процентов.

И возникает вопрос. Что такого случилось между 2021 и 2022 годом, что стоимость услуг ЖКХ вдруг резко выросла? А доля затрат, которую мы покрываем, упала. Вот как-то не замечено было радикального улучшения в оказании населению жилищно-коммунальных услуг.

И есть только одно логичное объяснение: единственное обоснование экономически обоснованных тарифов состоит в том, что государству нужны деньги. Но о том, что денег не хватает, говорить неловко. Поэтому говорят о справедливости.

Последнее расширение списка тунеядцев – прямое продолжение старой истории. Например, раньше тунеядцами не считались женщины с ребенком до семи лет или с тремя несовершеннолетними детьми. Теперь это касается только тех, кто живет в Беларуси. То же самое для покинувших Беларусь родителей и опекунов детей-инвалидов. С момента введения новых правил они тоже будут считаться тунеядцами и платить за ЖКХ по экономически обоснованному тарифу. Потому что справедливость она всегда почему-то работает в пользу власти.

А чтобы справедливости досталось всем, и никто не ушел необиженным, погранкомитет Беларуси будет раз в месяц запрашивать у российских коллег данные о белорусах, которые пересекали российскую границу.

Мы не знаем, сколько людей записано тунеядцами. Это количество не разглашается. Потому что цифры могут получиться шокирующими. В 2019 году власти насчитали в стране 425 тысяч человек, которые, как они говорят, не заняты в экономике.

А после этого случился массовый отъезд белорусов из страны и всех уехавших также записали в тунеядцы. Согласно самым минимальным официальным данным из страны уехали 200 тысяч человек. А по неофициальным данным от официальных лиц – все 350 тысяч.

Понятно, что многие из тех, кто уехал, были тунеядцами и раньше. Поэтому нельзя число тунеядцев на 2019 год сложить с числом мигрантов, чтобы получить окончательный результат. Но в любом случае, минимальная оценка – полмиллиона активных действующих тунеядцев.

То есть примерно 10 или даже 15% трудоспособных граждан. Этих людей записали тунеядцами, по сути превратив в людей второго сорта, перед которыми свои социальные обязательства можно уже и не исполнять.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!