23 февраля Нацбанк принял решение снизить с 1 марта 2023 года ставку рефинансирования с 11,5% до 11,0% годовых, ставку по кредиту овернайт – с 12,5% до 12,0% годовых, ставку по депозиту овернайт – с 10,5% до 10,0% процентов годовых. Финансовый аналитик Вадим Иосуб специально для Myfin рассказал, каких можно ждать последствий после снижения ставки рефинансирования Нацбанка.
Объясняя свое решение, регулятор отметил, что инфляционные процессы продолжают замедляться. Так, годовая инфляция в январе 2023 снизилась до 12% с 12,8% в декабре прошлого года. Нацбанк отмечает, что темпы прироста потребительских цен в последние месяцы складываются на низких уровнях. Это способствует дальнейшему замедлению годовой инфляции, которая, по оценкам регулятора, снизится до однозначных значений уже к концу I квартала.
Вместе с этим, в пресс-релизе НБ РБ отмечается, что в январе сохранился приток рублевых средств населения в банки. Однако, отмечает регулятор, сберегательный процесс остается сдержанным. Одновременно отмечается ускоренный рост ликвидной составляющей денежной массы, что может отразиться на динамике замедления инфляции.
Будущее не определено
Будущую динамику ставки Нацбанк описывает без определенной конкретики. «Следующие решения по ставке рефинансирования Национальный банк будет принимать с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков», – говорится в пресс-релизе регулятора.
Последнее увеличение ставки рефинансирования состоялось год назад, 1 марта 2022 года, когда она выросла на 2,75 п.п., с 9,25% до 12% годовых, и до конца прошлого года ставка больше не менялась. 23 января текущего года ставка была снижена на 0,5 п.п. до 11,5% годовых, и сейчас принято решение о снижении на такую же величину.
Аргумент о снижении инфляции в годовом выражении имеет под собой все основания. Этот показатель достаточно устойчиво ежемесячно снижается, после того как в июле прошлого года достиг 18,1%. Более того, в марте можно ожидать резкого снижения инфляции в годовом выражении за счет эффекта базы. Напомним, что в марте прошлого года индекс потребительских цен вырос до 15,9% с 9,99% в феврале, рост составил почти 6 п.п. Соответственно, в марте текущего года, когда базой сравнения станет инфляция в марте прошлого года, по сравнению с февральской инфляцией, какая бы она не сложилась, можно ожидать снижения ИПЦ на 6 п.п. только из-за этого фактора.
Что это означает? Если сделать грубое допущение, что никакие другие факторы на динамику цен в годовом выражении действовать не будут ни в феврале, ни в марте, то только из-за эффекта базы по итогам марта годовая инфляция может снизиться с нынешних 12% примерно до 6%.
В этих условиях можно ожидать дальнейшего снижения ставки рефинансирования во втором квартале, вероятно, более агрессивного, и, возможно, даже не одного.
Что ждать вслед за падением ставки
Впрочем, не забегая вперед, проанализируем, к каким последствиям приведет нынешнее снижение ставки. Не секрет, что значительная часть как вкладов, так и кредитов для физических и юридических лиц (включая льготные кредиты для госпредприятий) имеют плавающую процентную ставку. А плавающие ставки, в свою очередь, привязаны к одному из показателей: ставка рефинансирования, ставка по кредиту овернайт, ставка по депозиту овернайт. К какому именно – не существенно, так-как последние годы они изменяются синхронно, на одну и ту же величину, и ставка рефинансирования находится ровно посредине между ставками по депозитам и кредитам.
Таким образом, если речь идет о банковских продуктах с плавающими ставками, то ставки по ним с 1 марта автоматически снизятся на 0,5 п.п., как для уже выданных банками кредитов/привлеченных депозитов, так и для новых продуктов.
Говоря о депозитах с фиксированной ставкой, для вкладчиков ничего не поменяется. Разве что они могут получить моральное удовлетворение от того, что успели ранее воспользоваться более высокими ставками, которые уже будут недоступны для новых вкладов.
Что касается кредитов по фиксированным ставкам (хотя таких на рынке не так много), то на первый взгляд их получатели должны кусать локти, что заняли раньше дороже, чем это можно будет сделать сейчас. Но и для них не всё так печально. Для таких заемщиков вероятнее всего откроется возможность рефинансирования – взять новый кредит по более низкой ставке, чтобы с его помощью досрочно погасить старый, который был получен по более высокой ставке.
Снижению ставок по новым кредитам, помимо изменения ставки рефинансирования, будет способствовать и снижение в марте по сравнению с февралем РВСР (расчетной величины стандартного риска). Это предельный уровень процентных ставок, превышение которых указывает на повышенный уровень риска реализуемых банками бизнес-моделей, и приводит к увеличению ими отчислений, что для банков не выгодно. РВСР для новых кредитов, предоставленных юридическим лицам (за исключением льготных) в марте снижен до 12,58% с 12,82% в феврале. РВСР для новых кредитов, предоставленных физическим лицам (за исключением льготных), снижается до 16,31% с 17,14% месяцем ранее.
Резюмируя, можно отметить, что снижение ставок, предпринятое регулятором, сделает кредиты чуть более доступными, но, одновременно, депозиты – чуть менее привлекательными. В долгосрочной перспективе это может привести к уменьшению склонности к сбережениям и, в то же время, к росту потребления. Теоретически, это могло бы способствовать увеличению инфляции. Однако, в нынешних реалиях, принятая система администрирования цен, а также эффект базы при расчете ИПЦ в годовом выражении, будут способствовать замедлению инфляции, несмотря на снижение ставок, по крайней мере до середины лета.