За счет чего в Беларуси низкие тарифы на энергию

2023-07-14 07:22:32
"«Белорусы и рынок»"

Стоимость энергии – и электрической, и тепловой - для граждан Беларуси достаточно низкая. Ниже, чем платят жители европейских стран. Каким образом формируются такие доступные цены, и не приходится ли гражданам компенсировать эти выгоды, переплачивая за что-то другое.

В этом разбирается энергетический эксперт iSANS Евгений Макарчук.

Кто сколько платит за энергию

В первой половине 2023 года тепловая энергия для населения стоила около 22 рубля за гигакалорию, а электрическая энергия - около 20 копеек за кВтч. Это гораздо дешевле, чем у наших европейских соседей. В последние годы правительство отмечает, что и в условиях нашей страны эти цены занижены. Если бы не было господдержки, белорусы должны были бы платить более 126 рублей за гигакалорию тепловой энергии, что более чем в 5,7 раз выше субсидируемого тарифа, и 27 копеек за кВтч электроэнергии, что превышает размер тарифа на 22%.

Представители государства преподносят низкие тарифы как заботу о благосостоянии граждан и значительное преимущество Беларуси по сравнению с западными странами. Однако возникает вопрос, за счет чего покрывается разница между реальной стоимостью электроэнергии и льготными тарифами. Собственных денег у государства для этого нет, оно может только воспользоваться бюджетными средствами, которые получает у предприятий и граждан в виде налогов и сборов. Также беларусская практика предполагает перекрестное субсидирование, когда предприятия оплачивают энергию по более высоким тарифам, чтобы граждане могли платить меньше. В 2018 году общие субсидии на теплоснабжение приближались к миллиарду долларов и составляли 745 млн долларов. Из них 279 млн долларов выплачивалось из бюджета и 466 млн долларов компенсировалось за счет более высоких тарифов для предприятий.

Когда деньги уходят на субсидии, их невозможно потратить на другие важные проекты

Чаще всего субсидирование за счет бюджета происходит в сельской местности. Если учесть, что в Беларуси 108 районов, то в среднем выплаты из бюджета каждого района на эти цели составляют 2,58 млн. долларов. Конечно, все районы разные, но даже с учетом этого можно предположить, что каждый район тратит не менее 2 млн долларов в год на субсидирование тарифов. Это значительная сумма, и в некоторых районах она может достигать 10% общих бюджетных расходов. И эти деньги уже не получится потратить на другие важные социальные проекты. 

Возьмем, к примеру, капитальный ремонт школ, стоимость которого в среднем составляет приблизительно 1-1.5 млн. рублей, хотя может обойтись и в меньшие суммы. В Могилевской области планируют отремонтировать 17 школ за 11 млн рублей. Ремонт ГУО «Олтушская средняя школа» в рамках проекта Всемирного банка обошелся в 2 млн рублей, при этом там были проделаны значительные работы - сооружена двухскатная крыша, построена собственная котельная, обновлены фасад здания и пищеблок, проведён ремонт спортзала. 

Если бы энергия не субсидировалась за счет местных бюджетов, то в каждом районе можно было бы отремонтировать по три школы ежегодно, а без строительства новых крыш и котельных – то и до пяти школ в год. Учитывая, что в среднем в Беларуси в каждом районе 20–30 школ, довольно хорошие условия учебы для всех школьников можно было бы обеспечить за 4-6 лет. 

Если бы средства от субсидирования тарифов были направлены в сферу медицины, то за один-два года можно было бы провести ремонт всех больниц страны. Таким образом, отказ от субсидирования энергии для граждан мог бы позволить в течение десяти лет привести в порядок все школы и больницы в Беларуси.

Субсидирование за счет предприятий - кто платит в итоге

Впрочем, помимо бюджетной поддержки, государство прибегает еще к одному способу покрытия разницы, которое называется перекрестное субсидирование. 

Если посмотреть на тарифы для предприятий, то можно заметить, что они даже выше того полного размера тарифов, которые позволяют обеспечить все затраты на производство и доставку энергии. 

Например, электроэнергия обходится промышленным потребителям дороже, чем гражданам – они платят за нее 28 копеек за киловатт-час, а бюджетные организации - и вовсе 33 копейки. Разница в тарифах за тепловую энергию еще больше, промышленные потребители платят за нее 144 рубля за гигакалорию. Таким образом, предприятия платят не только за себя, но и частично - за граждан. Эти затраты ложатся на себестоимость их продукции. Поэтому каждый, кто ее покупает, вынужден платить больше. 

Означает ли субсидирование справедливость

Возможно, приведенные выше аргументы многим покажутся неубедительными хотя бы в силу того, что платить по низким тарифам приятно и это кажется справедливым. Однако именно в этом месте прячется самый значительный недостаток существующей системы. Поддержку сегодня получают все - и те, у кого экономическое положение сложное, и те, у кого достаточно денег, чтобы оплачивать полную стоимость энергетических ресурсов. При этом богатые люди используют больше энергии. У них машины с большим расходом топлива, больше электронной техники дома, больше площадь квартир. Таким образом, тарифное субсидирование больше поддерживает богатых граждан, чем бедных. 

Другой момент заключается в том, что платят за эту поддержку и те, кто не пользуется льготами. Например, семья из сельской местности, где зарплаты, как правило, ниже, чем в среднем по стране, оплачивает субсидирование через более высокие налоги, покупку более дорогих продуктов. И взамен такая семья вообще не получает никакой поддержки, просто потому, что не имеет центрального теплоснабжения. Поддержка одних за счет других, да еще и в большей мере поддержка богатых, а не бедных – звучит уже не так справедливо, не так ли?

Так что же делать? Если поднять тарифы для всех, многие просто окажутся за чертой бедности, а некоторым даже не будет за что купить продуктов. Выход может заключаться в том, чтобы назначить разные тарифы для разных людей. Такая система – адресное субсидирование - уже опробована во многих странах. Это означает, что получает не все население и даже не отдельные группы людей, а конкретные семьи, которые нуждаются в поддержке. 

Создать такую систему сложнее, чем просто изменить тарифы. Но учитывая, что Беларусь не располагает вертолетами с деньгами, которые можно разбрасывать всем подряд, затраты на ее создание вполне обоснованны. 

Адресные субсидии – это своего рода золотая середина между тарифным субсидированием и прекращением поддержки населения. Большинство стран, которые еще используют тарифное регулирование, планируют уход от него в сторону адресных субсидий. 

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!