Известно, что белорусская экономика зависит от российской. А российская все больше становится зависимой от китайской. Какими события в Украине видятся из Поднебесной? Выгоден ли Пекину военный конфликт и насколько Китай готов помогать России?
С этими вопросами газета «Белорусы и рынок» обратилась к белорусскому экономисту Виктору ФЕДОСЕЕВУ, доктору (PhD) экономических наук и финансов, доценту китайскоевропейской международной школы бизнеса в Шанхае (CEIBS).
— Реакция Запада на войну в Украине оказалась более жесткой, чем предполагали в Кремле. Теперь у России, вероятно, нет иного выхода, кроме как искать в Китае замену западным комплектующим и технологиям. Однако эта восточная страна не сможет полноценно заменить западных поставщиков. Дело в том, что хоть в технологическом плане Китай и впереди России, но все же еще значительно отстает от Запада.
Кроме того, Пекин будет в целом выполнять американские и европейские санкции. Некоторые китайские банки уже отказываются вести финансовые операции с россиянами. Конечно, Россия морально ближе китайцам, чем Запад, но в экономическом плане Пекину куда важнее сохранить отношения с США и Европейским союзом.
Многие руководители крупнейших китайских компаний прошли через нашу бизнес-школу CEIBS, и никто из них не воспринимал Россию как перспективный рынок, тем более что у нее почти нет собственных передовых технологий. Как источник энергоносителей соседняя страна, конечно, важна, но в плане бизнеса крупные китайские предприниматели большого интереса к российскому рынку не проявляют. Россия никогда не была номером один в китайской повестке. Думаю, после этой войны она станет еще менее значимой.
В связи с отлучением России от мировой финансовой системы логичным выходом для нее станут расчеты в юанях. Но даже если вся торговля, на 100 %, между Россией и Китаем будет проходить в китайской валюте, юаню от этого ни холодно ни жарко. Интернационализации юаня не произойдет, поскольку Россия теперь не интернационализирована по определению. Россия — незначительный игрок как для мировой экономики в целом (доля России в ней составляет около 2 %), так и для Китая в частности.
Общественное мнение в Китае
Естественно, китайцы думают о России лучше, чем жители западных стран, но эйфории в связи с войной в Украине здесь нет. На первоначальном этапе вина за военный конфликт в основном перекладывалась на Запад: китайцы не приветствуют расширение НАТО, но понимают, кто все начал. И хотя Россию здесь открыто не критикуют, но и такого, чтобы пропаганда активно защищала Путина и выступала против Украины, тоже нет. Наоборот, широко освещаются истории, как китайские студенты попадают под обстрелы в украинских городах, как их эвакуируют, и это, конечно, не идет на пользу Кремлю. В целом можно отметить, что тон китайских СМИ по отношению к России изменился. Думаю, в этой схватке с Украиной и Западом Россия осталась одна с Беларусью.
Китай и Тайвань
У меня нет доступа к высшим эшелонам китайской власти, но, думаю, Пекин извлечет определенные уроки из сложившейся ситуации. Китайские политики поняли, что может случиться, если применить украинский сценарий к Тайваню. Более того, они очень четко осознают, что для Запада и мировой экономики Тайвань гораздо важнее Украины. Хотя бы потому, что Тайвань — безусловный мировой лидер в производстве полупроводников.
Пекин был удивлен монолитной реакцией Запада и тем, как быстро удалось отрезать российскую экономику от внешнего мира. Сам Китай в десятки раз более интегрирован в мировую экономику, поэтому для него любого рода санкции будут гораздо более разрушительными (при условии их монолитного исполнения Западом).
Стало очевидно и то, что даже при наличии хорошо обученной и боеспособной армии провести захватническую войну сегодня гораздо труднее, чем может показаться на первый взгляд. Если Россия и достигнет узких военных целей в Украине, то это все равно не будет реальной победой.
Нужно ли Китаю следовать примеру Путина в отношении Тайваня? Мне кажется, ответ совершенно очевиден: нет. Думаю, такой вывод сделало китайское руководство.
О выгодополучателях
Для России Китай становится единственным торговым партнером и от этого выигрывает: можно поднимать цены и требовать лучших условий торговли. Но по сравнению с издержками, которые в принципе несет мировая экономика от войны в Украине, это слишком малая выгода. Думаю, в целом Китаю в крайней степени неприятны все эти катаклизмы, и он не считает себя бенефициаром этой войны.
Мне кажется, что в среднесрочной перспективе главным выгодополучателем будет Запад, экономическая мощь которого оказалась даже больше, чем можно было предполагать. Но самое важное: у западных стран появилась моральная легитимность, которую они утратил после войн в Ираке и Афганистане, а также финансового кризиса 2008 года.