Белорусский протест перешел в фазу задержаний/судов. Людей, собирающих доказательства пыток, обвиняют по уголовным статьям. Задерживают политиков, активистов гражданского общества, адвокатов, а блогеры получают тюремные сроки.
Газета «Белорусы и рынок» предлагает вашему вниманию очередную страничку летописи протеста.
19 марта
Мининформ Беларуси ограничил доступ к платформе «Голос», на которой проходило голосование о переговорах с властью, которое инициировала Светлана Тихановская. Тем не менее более 95 % из более чем 700 тысяч проголосовавших поддержали инициативу.
21 марта
Минск, Филадельфия, областные центры, Ратомка, Тайвань, Египет, Киев, Санкт-Петербург, Берлин, Вильнюс, Молодечно, Боровляны, Пружаны, Дзержинск, Борисов, Львов, Белосток, Варшава, Полоцк, Вроцлав, Дрезден, Москва — это перечень лишь некоторых городов по всему миру, где в выходные прошли акции против фальсификации выборов, с требованиями освобождения политических заключенных и наказания виновных в преступлениях против протестующих белорусов.
22 марта
В Верховном суде возобновился процесс по «делу Виктора Бабарико». Он заявил, что не признает вину в инкриминируемых преступлениях по уголовному делу. Защита экс-кандидата в президенты Беларуси заявила возражения на предъявленные обвинения: «Я возражаю против нарушения права на защиту Бабарико с оглашенным обвинением, которое не соответствует требованиям ч. 1 ст. 241 УПК Республики Беларусь, а именно не содержит описания инкриминируемых деяний с указанием времени, места, способа, иных обстоятельств их совершения, входящих в предмет доказывания в соответствии со ст. 89 УПК», — заявил адвокат Дмитрий Лаевский.
ГУВД Мингорисполкома отказалось заключать договор с организаторами проведения Дня Воли. Причинами были названы как маршрут марша, заявленный организаторами, так и коронавирус. Последний не помешал провести в тот же день мероприятие в Хатыни — под государственными флагами.
Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что «ЕС поддерживает белорусский народ в его законном стремлении к демократии».
Посол США в Беларуси Джули Фишер заявила, что Соединенные Штаты поддерживают инициативу Светланы Тихановской о проведении выборов в Беларуси в 2021 году, а посол Евросоюза в Беларуси Дирк Шубель отметил, что переговоры «должны привести к свободным, демократичным выборам в этом году, не позже. И с широким международным наблюдением».
23 марта
Капитан национальной сборной по баскетболу Екатерина Снытина завершила карьеру в национальной команде: «Я не хочу больше представлять Беларусь на международной арене, в то время как мой народ страдает, подвергается пыткам и репрессиям, когда людей безнаказанно убивают, калечат и держат в тюрьмах. Сколько бы чиновники ни утверждали, что спорт вне политики, именно в нашей стране спорт — это пропаганда режима, и я не намерена быть ее частью».
24 марта
Председатель не признанного властями Союза поляков Беларуси Анжелика Борис получила 15 суток за проведение ярмарки ремесленников «Гродненские Казюки». В разных городах страны в марте — апреле задерживали активистов Союза поляков, многие из них попали на «сутки», некоторые стали подозреваемыми по уголовным делам.
25 марта
Накануне и в День Воли прошли массовые задержания — за решеткой оказались более 250 человек по всей стране. В Минск была стянута военная техника. Очередным способом выражения протеста стали фейерверки, озарившие вечером сотни дворов по всей стране.
27 марта
В Минске прошли массовые задержания, всего по стране было задержано более 245 человек. Акции протеста прошли в городах страны и за рубежом.
2 апреля
КГБ включил в список «причастных к террористической деятельности» еще 18 человек. Среди них Светлана Тихановская, Павел Латушко, блогер Антон Мотолько, экс-силовики Игорь Макар, Андрей Остапович, Светлана Хилько и бывший офицер ГУБОПиК Станислав Лупоносов, передавший BYPOL массу компрометирующих данных на бывших коллег.
Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении Александры Герасимени и Александра Опейкина, которые якобы «нанесли значительный имиджевый и финансовый урон, подорвали престиж страны на международной и политической арене, дискредитировали руководство спортивной отрасли и государства».
***
5 апреля
Проект «23.34» опубликовал отчет, основанный на свидетельствах более пяти тысяч человек, заполнивших анкету. В 26 % задержаний к людям применялось физическое насилие, в 52 % — психологическое; 11 % опрошенных рассказали о физическом насилии в РУ(О)ВД, 95 % — о том, что показания свидетелей — сотрудников милиции не соответствовали действительности, 91% — что были нарушены правила и стандарты условий содержания под арестом.
Цель проекта «23.34» — сбор информации об абсолютно всех нарушениях, совершаемых милицией, судьями и другими государственными должностными лицами, с начала избирательной кампании 2020 года.
6 апреля
«Мотив был только один: я хочу жить в стране, где торжествует закон», — сказал в суде Виктор Бабарико о желании выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах. Он единственный из восьми топ-менеджеров Белгазпромбанка не признал вину и заявил, что его преследование политически мотивировано, абсолютно необоснованно, и отказался давать показания, заявив, что целью процесса является не установление вины, не представление доказательства вины, а обоснование отстранения его от участия в политическом процессе.
СК отказал семье и адвокату Александра Тарайковского в праве ознакомиться с материалами проверки по его убийству. «Право ознакомиться с материалами проверки по заявлению или сообщению о преступлении имеют заявитель и лицо, в отношении которого принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела», то есть это может быть должностное лицо станции скорой помощи, на основании сообщения которого было возбуждено уголовное дело, либо сам покойный Тарайковский.
Задержаны организаторы выставки «Машина дышит, а я — нет», посвященной белорусским врачам, борющимся с коронавирусом и политизацией системы здравоохранения. Правозащитники признали руководителя общественной организации «Звено» Татьяну Гацуру-Яворскую политзаключенной. Она задержана как подозреваемая по уголовному делу (ч. 3 ст. 293 Уголовного кодекса «обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках»). Европейская киноакадемия и организаторы десятков кинофестивалей со всего мира требуют освобождения Татьяны Гацуры-Яворской.
7 апреля
Два с половиной года колонии получил в свои 68 лет экс-претендент на президентский пост Владимир Непомнящих за оскорбление прокурора.
8 апреля
Руководитель Национального антикризисного управления Павел Латушко заявил о создании партии: «Планируем участвовать в строительстве Новой Беларуси и ее политической жизни. Для этого нам потребуется структура, которой и станет партия — действенный инструмент для реализации целей в демократическом обществе».
***
Врача Руслана Бадамшина, который с августа провел под арестом 63 дня, уволили из РНПЦ неврологии и нейрохирургии. Выйдя из Жодинского СИЗО, он на 2 часа опоздал на работу в Минске.
9 апреля
Осужденные по уголовным статьям за свою работу журналистки Катерина Борисевич, Катерина Андреева и Дарья Чульцова удостоены премии «Гонар журналістыкі».
12 апреля
Задержаны лидер Партии БНФ Григорий Костусев и политолог Александр Федута. Возбуждено уголовное дело по ст. 342 УК («организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо участие в них»).
В Москве задержали и привезли в Минск белорусского адвоката из США Юрия Зенковича.
Запретили ввозить и продавать в Беларуси некоторую продукцию NIVEA — по постановлению замглавы Минздрава. Компания несколько месяцев назад отказалась от спонсорства чемпионата мира по хоккею, который должен был пройти в Минске.
14 апреля
Блогеров из Бреста Александра Кабанова и Сергея Петрухина приговорили к трем годам колонии. Их обвинили по ст. 342 УК «грубое нарушение общественного порядка» и по ст. 369 УК «оскорбление представителя власти», а Петрухина — еще и по ст. 391 УК «оскорбление судьи».
Освежите в памяти, как это было:
Хроника белорусских протестов. Июль - август
Хроника белорусских протестов. Сентябрь-октябрь
Хроника белорусских протестов. Ноябрь-декабрь
Хроника белорусских протестов. Декабрь-январь