Борис Грызлов стал новым послом России в Беларуси. С 2018 года это уже четвертая смена российского посла в нашей стране.
В своем первом интервью в новой должности Борис Грызлов рассказал, что для него главным приоритетом в работе станет «последовательное сближение в рамках Союзного государства». Почему именно Грызлов стал послом и чего ждать Беларуси от этого назначения?
Cвоим мнением по данному поводу с газетой «Белорусы и рынок» поделился учредитель и директор Совета по международным отношениям «Минского диалога» Евгений ПРЕЙГЕРМАН.
— Не зная всей «внутренней кухни» Кремля, трудно сказать, почему послом назначили именно Грызлова. В целом такой шаг показывает, что роль белорусского направления во всей системе госуправления России существенно возрастает даже по сравнению с тем, какой она была раньше. Хотя и раньше послами в Беларусь назначали политических тяжеловесов, способных решать вопросы напрямую с российскими профильными ведомствами, а не только через МИД. Грызлов же не просто политический тяжеловес, а один из самых тяжеловесных тяжеловесов в российской системе госуправления. Обращает на себя внимание и то, что, вступая в должность посла, он сохраняет пост председателя Высшего совета партии «Единая Россия». Данный факт еще раз подчеркивает значение Беларуси для России. Все связанные с Беларусью вопросы теперь будут решаться еще быстрее, чем решались раньше.
Предположение, что назначение нового посла как-то связано с референдумом об изменении белорусской Конституции, безосновательно. Подводных течений здесь искать не стоит. Я не вижу механики, как назначение Грызлова могло бы как-то повлиять на события, связанные с референдумом.
Из первых заявлений Грызлова следует, что он будет способствовать интеграции стран в рамках союзных программ. Очевидно, в ходе интеграции возникнет много сложностей, и назначение Грызлова призвано снять бюрократические проволочки с российской стороны, потому что с белорусской стороны чисто бюрократических препятствий либо нет, либо они минимальны.
Что касается российских граждан, находящихся под следствием, либо уже осужденных за участие в протестах, то не думаю, что ситуация кардинально изменится. Россия не имеет принципиальной позиции требовать, чтобы ко всем людям с российским паспортом в кармане применялись преференции в Беларуси. Конечно, Россия должна защищать своих граждан, но биться об стену для их освобождения российские власти не будут. К тому же многих этих людей российское руководство может воспринимать как оппонентов по взглядам. Случай с Софьей Сапегой, наверное, можно обсуждать отдельно. Весьма вероятен вариант, что она будет осуждена и потом получит возможность выехать на территорию Российской Федерации.