Банковский бунт, или Сколько стоит дружба с Китаем

2024-02-11 09:33:55
"Алексей МАЗАРТОВ, «Белорусы и рынок»"

Из Беларуси ушел один из крупнейших западных инвесторов  — австрийская компания Kronospan.

Эта компания вложила в белорусскую деревообработку один миллиард евро. Больше для нашей экономики сделал только российский Газпром. Kronospan не смущали ни санкции, ни военные действия в Украине. Она продолжала работать на белорусском рынке вопреки этим обстоятельствам. Но потом белорусские власти взялись за инвестиционный климат. Последней каплей стало решение ввести выкуп в размере 25% от стоимости активов за право уйти из Беларуси.

Об этом, а также о том, какие проблемы появились у белорусского экспорта в Китай — в новом выпуске программы «Оптимум» на ютуб-канале «Белорусы и рынок».

Один их крупных китайских банков сообщил, что больше не будет проводить расчеты для белорусских и российских компаний. Вне зависимости от валюты этих расчетов и платежной системы. И некоторые российские компании уже заявили, что у них из-за этого зависли сделки и заговорили о грядущем логистическом коллапсе.

Белорусские власти молчат. Хотя отказ китайских банков проводить расчеты для наших компаний грозит внешней торговле очень серьезными неприятностями.

«Китай в прошлом году стал нашим вторым торговым партнером, после Российской Федерации. Тоже рекордные показатели по товарообороту по нашему экспорту в эту страну. Более 2 млрд долларов», — сказал министр экономики Юрий Чеботарь.

Большая половина белорусского экспорта в Китай — это экспорт калийных удобрений. За 11 месяцев прошлого года Беларусь заработала на нем 1 млрд 350 млн долларов. Минимальный объем мог составить 4,4 млн тонн. Это, собственно, вообще львиная доля белорусского экспорта калийных удобрений. Потому что с потерей индийского и бразильского рынков эти удобрения особо некуда девать. На страны дальней африканской дуги надежды мало.

Понятно, что один банк погоды не сделает. Банков в Китае много. Но дело в том, что решение прекратить обслуживание белорусских и российских компаний — это не случайный каприз одного банка. На самом деле ограничения ввели уже многие китайские банки. Просто эти ограничения не были такими тотальными. Где-то шла речь о переходе на другие платежные системы, где-то — о том, что китайские банки перестали проводить платежи в долларах, но сохранили возможность для расчетов в юанях.

И у китайских банков есть для введения ограничений очень серьезная причина. В декабре президент США Байден подписал указ, который значительно упростил процедуру введения вторичных американских санкций против банков и компаний других стран, которые нарушают уже введенные американские санкции.

И вот именно после этого китайские, а, кстати, еще и турецкие банки, озаботились токсичностью своих белорусских и российских клиентов.

Поэтому, скорее всего, многие другие банки тоже пойдут по тому же пути. Никому не хочется нарваться на лишние американские санкции ради всепогодной белорусско-китайской дружбы. Потому что дружба, конечно, всепогодная, но объемы торговли Беларуси и Китая составляют меньше одного процента от объема торговли Китая и США.

Безусловно, можно будет найти другие способы. И наверняка эти способы будут найдены. Например, можно задействовать мелкие китайские банки, для которых американский рынок не имеет значения. Или пойти обходным путем.

Но понятно и другое. Все эти обходные пути и сложные внешнеторговые маневры сильно усложняют возможности экспорта. А сам экспорт при этом будет обходиться дороже. Потому что банки захотят дополнительной платы за риск, а каждый новый посредник захочет иметь свою малую толику доходов.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!