Чем больше белорусские чиновники рапортуют об успехах белорусского экономического чуда, тем больше Беларуси нужно денег. Потому что чудеса бесплатно не работают. А взять денег кроме как у России, получается, негде.
О том, зачем Беларуси вторая атомная станция, порт на берегу Северного ледовитого океана и железная дорога от Москвы до Санкт-Петербурга - в новом выпуске программы «Оптимум» на Ютуб-канале «Белорусы и рынок».
В прошлую пятницу в Минске на очередном заседании высшего госсовета союзного государства Беларуси и России гостил Владимир Путин. За политическими новостями экономические достижения этого мероприятия остались почти незамеченными. В основном, конечно, потому что их там не было.
Но белорусская сторона очень старалась. Потому что у белорусских властей на Россию есть большие планы. Вернее, на российские деньги.
«На сегодняшний день реализуется лишь 27 импортозамещающих проектов. Для объединенного рынка Беларуси и России, совокупный объем которого оценивается в 2 триллиона долларов, эта цифра должна быть в сотни раз больше», - сказал Александр Лукашенко
На 27 проектов Россия открыла кредитную линию в 1,5 млрд долларов. Которая, кстати, так до сих пор до конца не освоена. Потому что за два года белорусские власти не смогли придумать достаточное количество подходящих импортозамещающих проектов. Поэтому сейчас белорусские власти говорят, что финансирование нужно увеличить в сотни раз.
Хотя в сотни раз - это все-таки, скорее всего, преувеличение. Еще в октябре белорусский посол в России говорил, что Беларусь обсуждает с российскими властями открытие второй кредитной линии, которая будет примерно такой же, как первая.
Но при этом белорусское правительство предлагает российским властям несколько очень амбициозных проектов. И главный из них - это, конечно, строительство второй атомной станции. Потому что на строительстве атомной станции можно освоить миллиарды кредитных денег. По крайней мере, на первой АЭС Беларусь освоила почти 5 млрд долларов российского кредита.
«Развитие атомной энергетики стоит сейчас на повестке. Вы слышите, что на эту тему постоянно говорит глава государства», - сказал Денис Мороз, заместитель министра энергетики
Другой, проект, чуть более скромный по масштабам – участие в освоении северного морского пути. Вернее, участие в освоении денег, которые Россия выделяет на освоение северного морского пути. В общей сложности из российского бюджета предполагается выделить на эти цели порядка 20 млрд долларов. То есть, огромные деньги. И будет, конечно, очень обидно, если эти деньги будут осваивать безо всякого нашего участия.
Еще в конце апреля частная белорусская компания «Ворота Арктики» подписала с руководством Мурманской области соглашение о строительстве порта, рассчитанного на перевалку 25-30 млн тонн грузов в год. Мощности порта в результате должны вырасти в полтора раза.
По самым минимальным оценкам, строительство будет стоить не меньше миллиарда долларов. Не считая расходов на сопутствующую инфраструктуру. С расходами на инфраструктуру цена проекта увеличивается вдвое. И заниматься этим строительством будет частная фирма с уставным капиталом в 2 млн долларов.
А идея очень простая. Идея в том, что этот проект должен стать частью российской программы по освоению северного морского пути. Соответственно, финансироваться за деньги российского бюджета.
Отсюда и размах. Отсюда планы построить порт, рассчитанный на перевозку 30 миллионов тонн грузов в год. Хотя за прошлый год Беларусь перевезла через российские порты 14 млн тонн грузов. А на пике, в 2019 году, объем перевозок белорусских грузов морем составлял 19 млн тонн в год.
С точки зрения логистики белорусского экспорта порт на 30 млн тонн грузов с выходом в Северный Ледовитый океан, нам не нужен. Зато и строительство порта, и участие в освоении северного морского пути очень нужны с точки зрения перспектив освоения денег российского бюджета.