В текущем году выплата долгов была сравнительно легкой, во многом помогло «экспортное чудо». Однако два ближайших года обещают быть проблемными.
В следующем году Беларуси придется выплатить по государственным долгам 10 млрд рублей или около 4 млрд долларов. Даже министр финансов отмечает, что это на 2 млрд больше, чем в 2021 году. Но это только начало сложностей, которые нас ждут, отмечают эксперты «Кошта урада».
Нынешний год был отмечен «экспортным чудом», которое постепенно сдувается, и санкциями, которые пока не начали работать в полную силу. А что будет в следующем?
В 2022 году, очевидно, сойдутся сразу несколько негативных факторов. Наметившееся падение экспорта будет усугублено санкциями. И в этих условиях отдавать по полученным ранее кредитам надо будет значительно больше.
Напечатать деньги, чтобы отдать долги не выйдет, потому что кредиты правительство брало в валюте. Расходы республиканского бюджета на следующий год — 30 млрд руб. (бюджет формируется с дефицитом в 3 млрд). Для сопоставления — на выплаты по госдолгу уйдет сумма, эквивалентная трети республиканского бюджета (на практике из бюджета уплачиваются только проценты по кредитам, в 2022 году это 3,5 млрд).
Если заглянуть в 2023 год и позднее, становится понятно, что будет только хуже. Например, в 2023 году Беларуси потребуется выплатить еще больше — около 4,7 млрд долларов.
«Это напоминает картину «Девятый вал», когда за одной страшной волной нас накрывает еще бо́льшая», — пишут эксперты.
В результате выходит, что одна из главных финансовых забот правительства в ближайшие годы — работа по постоянному рефинансирования долгов. При этом возможности найти средства где-то еще, кроме как в России, вряд ли найдутся.
«А ведь это еще мы не упомянули долги, которые набрали госпредприятия под государственные гарантии. При ухудшении состояния экономики растет вероятность того, что и госпредприятия не смогут возвращать заимствования, и они неминуемо лягут на бюджет. И об этих долгах с беспокойством начинают говорить в России, понимая, что перспектива получить свои деньги обратно становится все более неопределенной», — подчеркивает «Кошт урада».