На вернисаже коллеги, ученики, друзья Н. Рачковской сказали много теплых слов в ее адрес, поздравляли с открытием выставки и внимательно рассматривали работы. В общем, все, как и принято в подобных случаях. Необычным было лишь то, что на этот раз во Дворце искусств открылась выставка работ художника, который, по мнению профессора Александра Ренанского, олицетворяет собой "живую историю белорусского авангарда".
"Наталья - воплощение того самого андеграунда, о котором теперь так много написано, - сказал корреспонденту "БР" А. Ренанский. - Творческие люди, имеющие сейчас возможность совершенно свободно работать в любой манере, подчас забывают о том, что эта свобода была кем-то завоевана и что ее в творческом плане обеспечило то поколение, которое, как говорил О. Мандельштам, "дышало ворованным воздухом свободы".
"Творчество начинается с акта внутреннего освобождения, которое необходимо, чтобы воспринимать мир ново, свежо, с необычного ракурса, - продолжает профессор. - Представители поколения, о котором идет речь, были очень радостными и свободными людьми; они увлекали многих своей внутренней свободой. Как раз в творчестве Натальи это все замечательно представлено. К тому же она необыкновенно тонко чувствующий человек".
В экспозицию вошли работы, выполненные в разных видах техники. Часть произведений объединена в серии "В поисках равновесия", которую Н. Рачковская называет "геометрической", и "Палитра моей интуиции" - серии "экспрессивной, но не радикальной".
"Я ищу границу, до которой можно предельно приблизиться, чтобы попытаться выразить внутренний мир, - говорит художник. - В социалистическом реализме важна тема, и это нам внедряли в сознание. Для меня же очень важна форма в пространстве; от нее идет все остальное - и цвет, и тема. И мне это очень интересно, во всяком случае, пока. Сейчас здесь говорили о философском содержании моих работ, а с другой стороны, в этих работах отражена часть моей жизни".
"Хорошо, если бы мы с течением времени становились мудрецами и, наконец, смогли разобраться, какое влияние оказывают на нас место и время рождения, обстоятельства нашей жизни, музыка, прочитанные книги, встречи, расставания, рассуждения... - пишет Н. Рачковская, обращаясь к посетителям выставки. - Как в этом бесконечном хаосе вдруг начинает звучать тихая мелодия, из которой выкристаллизовывается образ, от которого невозможно избавиться, пока он не выйдет на плоскость полотна и не начнет жить самостоятельно...".
По мнению арт-директора галереи "Брама", искусствоведа Ларисы Финкельштейн, Наталья Рачковская - универсальный художник. "Она керамист, тонко воспринимающий пространство и умеющий с ним "разговаривать" напрямую, - считает Л. Финкельштейн, - блистательный живописец, прекрасно чувствующий поверхность, цвет; она хороший рисовальщик, у нее очень интересный рисунок, структурный по своему характеру. И она прекрасный преподаватель. А самое главное, что Наталья - очень интеллигентный человек. И в нашей, скажем так, неинтеллигентной жизни, в которой деликатность и тонкость души не востребованы, она сумела их сохранить. Мне бы хотелось, чтобы об этом стало известно тем, кто не знает ее близко".
Выставка работ Н. Рачковской во Дворце искусств будет демонстрироваться до 26 апреля.
Справка "БР" Наталья Рачковская родилась в Минске, в 1972 г. окончила Белорусский театрально-художественный институт. С 1988 г. - член Белорусского союза художников, с 2000 г. - член Гильдии живописцев, с 2002 г. работает в должности старшего преподавателя кафедры искусств Государственного института управления и социальных технологий БГУ. С 1973 г. принимала участие в выставках в Беларуси, Польше, России, Украине, Италии, Австрии, Шотландии, Голландии, Германии. Работы художницы находятся в галереях и музеях Беларуси, Великобритании, России, США, а также в частных коллекциях в Беларуси и за ее пределами.