Подводные камни рынка облигаций

2022-01-28 00:10:04
"Дмитрий ЗАЯЦ, "Белорусы и рынок""
Александр МАКОВЕЦКИЙ

В 2021 году на рынке ценных бумаг, который в Беларуси представлен в основном облигациями, произошли серьезные изменения: введен запрет на валютные облигации, увеличилось количество корпоративных дефолтов, возрос выпуск долговых бумаг.

Почему и что дальше?

Многие годы рынок облигаций выступал драйвером белорусского рынка ценных бумаг. Предприятия и банки массово выпускали облигации, а население и юрлица активно их скупали. Однако в 2021 году ситуация в этом сегменте финансового рынка существенно изменилась.

Директор профучастника рынка ценных бумаг «Финап24» рассказал корреспонденту газеты «Белорусы и рынок» о проблемах, с которыми столкнулся рынок ценных бумаг в 2021 году.

Новая реальность

— На белорусском рынке корпоративных облигаций на протяжении многих лет популярностью пользовались валютные облигации. Почти две трети находящихся в обращении облигаций приходится на валютные. Как изменилась ситуация на рынке с июля, когда эмиссия таких облигаций была запрещена?

— До запрета регистрация валютных облигаций была регулярной практикой, но в последние полгода в открытую продажу попадают лишь единичные новые выпуски, индексируемых (с привязкой к валюте) ценных бумаг. 

Дело в том, что сейчас предприятиям разрешено выпускать стандартные рублевые облигации и индексируемые ценные бумаги в рублях, доходность которых может быть привязана, например, к курсу иностранной валюты.

Однако для розничных инвесторов формулы расчета этой доходности кажутся весьма сложными. Они требуют дополнительных затрат для продавца, например, на популяризацию данного инструмента (ту же рекламу), и, как следствие, увеличивают эффективную ставку. Поэтому спрос на такие ценные бумаги невелик, а выпуски рублевых облигаций с индексируемой доходностью — редкое явление.

Организовать выпуск обыкновенных рублевых облигаций сейчас также проб­лематично. «Конкурентом» рублевых облигаций выступают банковские рублевые депозиты, ставки по которым доходили до 18–19 % годовых, а то и выше. Соответственно, чтобы рублевые облигации успешно продавались, доходность по ним должна быть 20 % и выше. Экономика далеко не каждого предприятия может генерировать столь высокую рентабельность на протяжении всего срока обращения облигаций, чтобы выпускать их по таким ставкам.

— Какие долговые инструменты сейчас реально пользуются спросом на белорусском рынке? Облигации или, может быть, токены?

— Спросом пользуются валютные облигации, которые были выпущены до введения запрета на их эмиссию. Наблюдается также активность на вторичном рынке облигаций, который мы пытаемся развивать. Все чаще инвестор смотрит не только на обеспечение, но и на реальный бизнес, что, на наш взгляд, является хорошим посылом к развитию финансовой грамотности на фондовом рынке.

И действительно, в новых условиях, когда запрещен выпуск валютных облигаций, а эмиссия рублевых по перечисленным выше причинам не очень интересна белорусским предприятиям, последние начинают выпускать токены на внутреннем рынке.

По сути, после запрета валютных облигаций часть рынка облигаций «токенизировалась».

Конечно, многим проф­участникам рынка ценных бумаг непонятно, почему для облигаций в стране создано одно регулирование, а для выпуска токенов, которые, исходя из многих публичных заявлений, являются схожим долговым инструментом, — совершенно другое.

Почему дефолтов стало больше

— В 2020 году Минфин трижды объявлял о дефолтах по облигациям, а в 2021-м о неисполнении обязательств по облигациям министерство информировало двенадцать раз. На ваш взгляд, почему в минувшем году количество корпоративных дефолтов увеличилось?

— У этой проблемы, очевидно, несколько объяснений. К слову, среди наших эмитентов, эмиссии которых мы сопровождаем, дефолтов нет.

Какие причины участившихся дефолтов на рынке облигаций можно назвать?

Во-первых, мнение эмитентов ценных бумаг: отнюдь не всегда размещение облигаций в Беларуси заканчивалось благополучно.

Другая причина дефолтов — ухудшение финансового положения предприятий из-за кризисных явлений, возникших в экономике на фоне пандемии.

Третья причина, на наш взгляд, — умышленные дефолты. Во всяком случае, такой вывод мы можем сделать на основании официальных сообщений. Такие кейсы называют «черными лебедями», поэтому мы советуем в первую очередь смотреть на реальный бизнес компании и баланс, а не на обеспечение. Сейчас достаточно вбить информацию в поисковую строку — и можно сделать определенные выводы о том или ином эмитенте.

Кстати, в прошлом году Министерство финансов несколько раз публично заявляло о недобросовестном поведении некоторых эмитентов облигаций.

— В 2021 году Минфин рассматривал меры для недопущения дефолтов. На ваш взгляд, какие превентивные шаги нужны для снижения количества дефолтов?

— Во-первых, степень раскрытия информации об эмитентах ценных бумаг должна быть выше, чтобы покупатели облигаций, в том числе и население, видели, какой конкретно бизнес стоит за долговыми бумагами.

Во-вторых, наверное, должна быть ужесточена ответственность за умышленное доведение компании до банкротства, то есть за ситуации, которые ведут к умышленным дефолтам. Ведь когда такой ответственности нет, после дефолта можно, образно выражаясь, выйти сухим из воды, и тогда у других эмитентов ценных бумаг также появляется соблазн не платить по своим обязательствам, через дорогу открыть схожий бизнес и работать дальше.

Ожидания и прогноз на 2022 год

— Какие у вас ожидания, прогнозы по рынку облигаций в 2022 году?

— Торговля облигациями на вторичном рынке и нераспроданными валютными облигациями продолжится. А вот другие индикаторы развития рынка облигаций будут зависеть от регулирования и возможностей отдельных проф­участников и БВФБ.

Какая альтернатива валютным облигациям, эмиссия которых запрещена, может быть сейчас на рынке облигаций? Облигации с индексируемой доходностью, которые могут защитить доход инвестора в случае колебания валютного курса. Но этот инструмент ввиду «зашитых» формул в индексируемые облигации кажется инвесторам сложным, особенно розничным клиентам, то есть населению. Второй возможный вариант: эмитент должен предложить условия по индексируемым бумагам лучше, чем по классической бумаге в валюте. Но бизнес, который хочет работать и возвращать долги, а не просто взять деньги, не всегда готов к высоким процентам.

Альтернативный сценарий: все останется так, как последние полгода, когда новые выпуски корпоративных облигаций для открытой продажи будут редким явлением. Рынок других инвестиционных инструментов будет расти. В этом случае рынок облигаций с высокой вероятностью ждет стагнация, а проф­участникам рынка ценных бумаг придется думать о развитии других направлений бизнеса.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!