— Михаил Геннадьевич, почему предприятия не были аттестованы?
— Я не вижу в этой ситуации ничего сверхъестественного. У нас в стране всех предприятий, которые производят и продают сельскохозяйственную продукцию, — около 140. Мы проводили аттестацию предприятий на предмет возможности экспорта ими продукции, и 110 из них были аттестованы.
Не каждая страна может похвалиться таким процентом экспортных предприятий. А экспортное предприятие — это предприятие высочайшего уровня культуры производства, технологий, качества продукции. Я считаю, что перерабатывающее предприятие должно стараться продавать продукцию на экспорт, ведь белорусское сельское хозяйство ориентировано на то, чтобы 50% товаров уходило за рубеж. Белорусские предприятия производят одинаково качественную продукцию как для внешнего, так и для внутреннего рынка. И продукты проходят одинаковый контроль, перед тем как поступить на прилавок.
Для работы на экспорт предприятие должно выполнять комплекс существующих в Беларуси требований и дополнительные пожелания, предъявляемые каждой отдельной страной. Требования известны, они разосланы всем предприятиям. Выполнение требований должны контролировать главы облагропромов. И они наравне с руководством предприятий должны нести ответственность в случае невыполнения требований.
Требования к поставкам продукции в процессе работы гармонизируются и ужесточаются. Мы идем на это для того, чтобы обеспечить достаточный контроль за качеством продукции. Белорусские ветеринары постоянно встречаются с российскими коллегами. Так, в ноябре делегация сотрудников белорусской ветеринарной службы посетила Москву. Кроме того, мы отправили в адрес российской стороны письмо с просьбой предоставить перечень российских предприятий, готовых экспортировать свою продукцию в Беларусь. Уже в этом году мы собираемся проверить некоторые из них.
— Но ведь Россельхознадзор предъявил претензии к самой системе ветеринарного надзора в Беларуси.
— Нет, претензии касались не ветеринарного надзора. В Беларуси продукция контролируется так же, как и у наших соседей. У белорусской системы контроля лишь формальные отличия от российской. В России проверку и мониторинг осуществляет одна служба — ветеринарная. А у нас в мониторинге участвуют Государственная ветеринарная служба, санэпидемслужба (не мы отбираем пробы, а именно санитарная служба) и Госстандарт. Возможно, доверить все эти исследования одному ведомству было бы лучше. Но существование трех разных органов, осуществляющих контроль белорусской животноводческой продукции, не означает, что мы совсем не осуществляем мониторинг. Мы проверяем белорусские предприятия в соответствии с международными стандартами.
После предъявления претензий российской стороной мы решили свести все требования, предъявляемые предприятию различными белорусскими службами при проверке, в одном документе. Межведомственная комиссия сейчас разрабатывает вариант этого документа. Позже он будет роздан всем предприятиям. Ведь любой зарубежной комиссии нужен единый документ.
— В результате августовских проверок были найдены недостатки практически на всех проверенных белорусских предприятиях. Однако российская сторона разрешила поставки продукции при условии проведения мониторинга этих предприятий белорусскими инспекторами. Как выяснилось, белорусская сторона мониторинг не провела. Почему?
— Мы провели мониторинг. Однако в него не были включены те 35 предприятий, потому что у нас еще не было официальных замечаний по ним. Только со слов россиян знали, какие были претензии. И максимально быстро мы поручили этим 35 предприятиям исправить названные недостатки. Но на это нужно время.
Недавно мы получили официальное заключение по итогам августовских проверок. В ноябре наша комиссия закончит проверку этих предприятий на предмет устранения замечаний Россельхознадзора. После этого мы составим новый список предприятий, которые будут готовы поставлять продукцию в Россию, и отправим его нашим российским коллегам. Российская сторона пошла нам навстречу и перенесла дату вступления запрета на поставку продукции предприятий, проверенных в августе, на 1 декабря.
— А когда ожидается приезд специалистов из Евросоюза для проверки белорусских предприятий?
— Мы ожидаем этих проверок уже целый год. По предварительным данным, провести проверку планируется 9-10 января 2009 года. И в течение недели мы должны выслать в Евросоюз документы по предприятиям, готовым поставлять туда продукцию. Вообще, мы стараемся активно диверсифицировать экспорт. Сегодня в нашей продукции заинтересованы Иран, Венесуэла, Казахстан. С получением разрешений на поставку продукции в ЕС наш экспорт туда может вырасти в несколько раз.