Длящаяся второй год пандемия и политический кризис подкосили бизнес. В начале года белорусские власти, кажется, еще больше усугубили ситуацию: в стране повысили НДС на многие продукты и лекарства, на Всебелорусском собрании было провозглашено намерение ужесточить политику в отношении бизнеса, а затем в интернете появилось письмо Комитета государственного контроля с предложением отменить единый налог для предпринимателей и повысить взносы в ФСЗН.
Зачем государство «зажимает гайки» для бизнеса? Об этом шла речь в очередном выпуске программы «Умные люди» на YouTube-канале «Белорусы и рынок». Гостями программы стали сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор МАРГЕЛОВ и председатель Совета РОО «Перспектива» Анатолий ШУМЧЕНКО.
— Во-первых, то, что происходит сейчас, это последствия политических явлений, начавшихся в стране после выборов. Во-вторых, экономическая составляющая следующая: денег нет, и встает вопрос, с кого взять. В-третьих, некоторые бизнесы действительно вели себя слишком вальяжно, что не соответствовало национальным интересам. Могу подтвердить, что в плане ассортимента ряд крупных торговых сетей игнорирует отечественных производителей. Поэтому и произошел такой «накат» на бизнес, — представил свою точку зрения Виктор Маргелов. — Давление на бизнес существует не столько по факту, сколько в головах предпринимателей. Бизнесмены восприняли заявления и действия власти как объявленную им войну.
Анатолий Шумченко считает, что такая реакция государства на бизнес продиктована исключительно эмоциями одного человека:
— В прошлые годы малый бизнес был для президента не совсем приемлемой частью политического и экономического устройства. Мы слышали от него «пожму руку последнему предпринимателю» и другие подобные высказывания. Глава государства, возможно, «на горло себе наступал», когда подписывал, либерализационные документы относительно развития предпринимательства. Когда же он увидел, что бизнесмены не поддержали его после выборов, последовала эмоциональная реакция: ах так, власти с коммерсантами в либеральность играли, а вот теперь этого не будет.
Как заявления и действия властей влияют на экономику и деловой климат в Беларуси?
Анатолий Шумченко подчеркнул, что при поиске рациональных решений «эмоции — плохой советчик». Государство не только не приобретет, но и потеряет то, что уже имеет.
— Единый налог позволил вывести из тени десятки тысяч предпринимателей. Сегодня налоговый инспектор сидит у себя в кабинете и видит на экране монитора налогоплательщиков. Если реализовать предложение Комитета госконтроля, то никто этих налогоплательщиков больше не увидит и не найдет. У налоговой не хватит контролеров, чтобы бегать за всеми предпринимателями. Серые схемы и теневая экономика разрастутся в таком масштабе, что государству и не снилось. А вернуть потом человека из теневой экономики — очень дорого», — объяснил лидер «Перспективы».
Виктор Маргелов смотрит на этот вопрос оптимистичнее: дефицит товаров и черный рынок в ближайшее время не появятся. Он объясняет это тем, что экономика сама по себе живучая, а строгость законов, как однажды было сказано в России, смягчается необязательностью их исполнения. Законы, оторванные от контекста, законы, которые невозможно исполнить, так и исполняются.
— Возьмем, например, регулирование цен. Представьте себе, в магазин привезли скоропортящуюся продукцию, причем дороже предыдущих поставок. Предприниматель должен быстро подготовить документы и направить их, например, в Мингорисполком для согласования, чтобы получить разрешение на торговлю. На это уйдет минимум неделя, и продукция за это время стухнет», — привел пример Виктор Маргелов. — Топливо, электричество дорожает, а цены на продукты питания не повышаются. Такое случается только в сказке. Подобные решения не долгоживущие, и, скорее всего, стоит ожидать очередных смягчений.
О встрече с Дмитрием Крутым и предпринимательских «лифтах»
Виктор Маргелов рассказал, что представители ведущих бизнес-ассоциаций уже встречались с заместителем главы Администрации президента Дмитрием Крутым. На встрече шел разговор о том, чтобы «найти инструменты для стимулирования бизнеса, снять противоречия, обрисовать возможности: чтобы было место и малым, и средним, и крупным предпринимателям». Равных условий для всех участников быть не может, сказал сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства:
— Подростки не должны сражаться на ринге с тяжеловесами. Налоги и административная нагрузка для индивидуальных предпринимателей и торговых сетей должны быть разными. Тогда экономика будет работать. Вот такую систему мы готовы активно выстраивать, и мы высказали готовность этим заниматься.
Председатель совета РОО «Перспектива» согласился с таким подходом, но отметил, что их организация уже много лет говорит об этом властям, но те их не слышат:
— Мы говорим о том, что нужны «лифты» для бизнеса. Предприниматель должен иметь возможность сесть в такой «лифт» и из малого бизнеса приехать в средний, из среднего — в крупный и мегакрупный. Для этого в каждой категории бизнеса должны быть свои стимулы.
При сохранении нынешней политической системы такие предпринимательские «лифты» невозможны, считает Анатолий Шумченко. Встречу представителей бизнес-ассоциаций с Дмитрием Крутым он описал как позитивный фактор, но слишком запоздалый:
— Разве нельзя было заранее встретиться и поговорить с представителями бизнеса? Зачем нужно было на весь мир делать эти заявления и давать другие поводы для озабоченности? Вы же нанесли ущерб всей экономике, инвестиционному и деловому климату. Было бы честно, если бы власть сказала бизнесу: мы вас терпим, но вы нам не нужны. Тогда бы всем были понятны правила. А то получаются кошки-мышки. Тут принимаем декрет о либерализации, а здесь «мы вас приведем в чувства». Так вы определитесь, чего вы хотите.
О заявлениях представителей власти
Гостей передачи попросили прокомментировать заявления представителей власти, прозвучавшие в государственных СМИ.
В частности, как заявил Александр Лукашенко: «По зарплатам в конвертах мы без вас не обойдемся. Надо раз и навсегда пресечь эту гадину, чтобы никогда эта гидра голову у нас не подняла».
— Чисто запретительными мерами зарплаты в конвертах не ликвидируешь. Появится много безработных, потому что те, кто платит сегодня в конвертах, завтра вообще закроются. А вот другими способами, конечно же, бороться нужно. Нужны механизмы, которые бы мотивировали всех людей солидарно бороться с этой проблемой, но насильно заставить не получится, — считает Виктор Маргелов.
Анатолий Шумченко предложил свой метод борьбы:
— Что бы сделал я, если бы был властью? Я бы собрал представителей бизнеса из всех сегментов. Сказал бы: ребята, ну вот такая у нас ситуация, давайте вместе решать, какими сегодня должны быть налоги, чтобы вы открыто платили зарплату, а не в конвертах. Власть со своей стороны гарантирует неприкосновенность вашего бизнеса, законы на десятилетия, благоприятный деловой климат.
Как вы думаете, бизнес упирался бы? Нет. Предприниматели предложили бы свои варианты. Власть выслушала бы и предложила свои варианты. В итоге нашелся бы компромисс, устраивающий обе стороны. А они как поступают сегодня? Разговаривают с людьми? Нет. Вместо этого они вводят уголовную ответственность для тех, кто дает и берет в конвертах. Можно ли таким способом решить проблему? Вряд ли. За столько лет не решили и не решат в будущем.
Руководителям бизнесассоциаций было предложено прокомментировать слова министра экономики Александра Червякова: «Чем больше население нашей страны, тем масштабнее наша экономика. Это мы должны понимать и на это не должны жалеть ресурсов».
— Девять с половиной миллионов белорусов не живут той цивилизованной жизнью, которой должны бы жить. По логике министра, если в стране будет тридцать миллионов, то экономика заработает лучше и белорусы будут жить прекрасно. Соглашусь, фокус на демографию — это один из принципов, который влияет на развитие страны. Но, если мы нарожаем еще десять миллионов человек, само по себе это к благу не приведет, — считает Анатолий Шумченко
Виктор Маргелов отметил, что демографический показатель важен: это индикатор того, что экономика страны устраивает это население.
— Но посмотрите на пример братской Украины. Сколько бы там ни рожали, люди все равно уезжают. Кроме того, важно еще учитывать демографическую структуру населения. Проблема ведь в том, что уезжают молодые, грамотные, трудоспособные люди, остаются старики.
Будет ли массовый исход предпринимателей из Беларуси?
По словам сопредседателя конфедерации предпринимательства, практика показывает, что есть серьезные ограничения для переезда бизнеса:
— Из-за пандемии геополитическая ситуация сейчас такова, что нигде не сладко. Некоторые страны физически закрыты для въезда. Уезжает много специалистов из IT-сферы, но большинство бизнесменов намерены продолжить работать в Беларуси. Мы проводили опрос среди членов Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, и вот его результаты: примерно 70 % планируют сохранить прежнюю численность работников, 6 % намерены расширить штат, остальные — сократить количество сотрудников. То есть динамика еще не слишком пугающая, cупернегативных ожиданий пока нет, — сказал Виктор Маргелов.
А вот среди индивидуальных предпринимателей много разговоров о релокации, заявил Анатолий Шумченко:
— Подавляющее большинство не видит здесь будущего для себя и своего бизнеса. Как предприниматель может спокойно работать, когда сегодня одно письмо из Госкомитета появляется, завтра другое? Да, сегодня нет условий, чтобы уехать в другую страну, а завтра ситуация может измениться. Идея о переезде уже в головах людей, они настроены при первой же возможности уехать. Сейчас мы говорим о сотнях бизнесменов, переехавших в другие страны, а завтра это может стать катастрофическим процессом. В итоге Беларусь может потерять свой главный ресурс — предприимчивых людей, — констатировал глава «Перспективы».
Смотрите передачу на Youtube-канале «Белорусы и рынок».