Внутрисемейные судебные споры за активы долгое время были приметой российского и западного бизнеса. Однако в последние годы эти истории стали актуальны и для белорусских бизнесменов. Office Life вспомнил самые громкие из них и посмотрел, близки ли они к завершению.
Валерий Шумский с супругой Татьяной. Фото: oldtimer.by
Основатель компании «Юкола-нефть» Валерий Шумский скончался в ноябре 2020-го от последствий коронавируса. Но споры за его наследство не утихают до сих пор. Речь идет о нефтедобывающей компании с более чем 10 участками в Саратовской и Самарской областях, нескольких менее значимых активах там же, недвижимости в России и Беларуси и коллекции из примерно 70 ретроавтомобилей.
Самый лакомый актив, за который развернулась борьба, — «Юкола-нефть». Компания, созданная в 2002 году, много лет входит в первую десятку наиболее прибыльных бизнесов, основанных белорусами в России.
Начало этой истории Office Life уже рассказывал подробно. Кратко она такова: на момент смерти Валерию Шумскому принадлежало чуть более 72% в капитале «Юкола-нефть». Другими участниками бизнеса были: Вероника Месячик, дочери бизнесмена от первого брака, Благотворительный фонд им. преподобной Евфросинии Полоцкой, панамский офшор «Баклэнд Компани» и сестра Шумского Елена Халецкая.
В первой половине 2021 года у компании «Юкола-нефть» появился новый участник — вдова Валерия Шумского Татьяна, с которой он оформил брак в 2016 году. Дело в том, что еще в 2018 году бизнесмен в рамках амнистии капитала переоформил долю с офшора на себя и перерегистрировал компанию. На основании этих документов Татьяна Шумская стала владелицей 36,02% компании «Юкола-нефть», затем стала председателем совета директоров и сменила ее топ-менеджмент.
Также она попыталась оспорить передачу миноритарных пакетов дочерям и сестре Шумского, а о претензиях на долю в наследстве заявили и двое детей Татьяны от первого брака. В свою очередь дети Валерия Шумского от первого брака практически сразу оспорили выделение мачехе супружеской доли и произошедшие при ней изменения в управлении бизнесом. Судебные баталии по их искам тянулись почти два года. Только в октябре прошлого года Арбитражный суд Саратовской области признал незаконным принятие Татьяны Шумской в участники общества. Ее доля была распределена между тремя детьми бизнесмена. Получив большинство в капитале, в июне этого года они смогли переизбрать совет директоров и назначить своего директора.
Однако точку в этой борьбе пока ставить рано: Татьяна Шумская проиграла в суде по заявлению о недействительности смены руководства в компании «Юкола-нефть», но теперь против включения в состав участников общества сына покойного бизнесмена Ивана Шумского выступает еще и местный Благотворительный фонд им. преподобной Евфросинии Полоцкой. Иск вдовы пока оставлен без движения, а слушания по заявлению фонда намечены на конец августа.
Фото: Виктор Гилицкий/kp.ru
На август и ноябрь этого года назначены заседания в Экономическом суде Минской области по искам бизнесмена Юрия Чижа. Так основатель «Трайпла» пытается вернуть себе доли в компаниях холдинга: они были переоформлены на младшего сына Владимира и других членов семьи, когда у бизнесмена возникли проблемы из-за санкций Евросоюза.
Первые две попытки сделать это были неудачными. Сначала в мае и июне 2023-го отец и сын пересеклись в российских судах.
Тогда Владимир Чиж оспорил принятие заявки на редомилицирование (проще говоря, переезд) с Кипра в специальный экономический район на острове Октябрьский в Калининградской области двух компаний — Welgro Services и Profax Investment, а также их регистрацию в местных налоговых органах. Владимир Чиж является единственным собственником кипрских офшоров, а им, в свою очередь, принадлежит 90%-ная доля в уставном капитале СООО «ТрайплФарм» — одном из крупнейших фармацевтических предприятий Беларуси.
Как следует из материалов Арбитражного суда Калининградской области, заявки в «Корпорацию по развитию Калининградской области», занимающуюся развитием специальной экономической зоны, поступили в августе 2022-го от имени работающего с Юрием Чижом юриста Дмитрия Горшкова. К ним прилагалось и решение о смене юрисдикции, якобы подписанное участником кипрских фирм Владимиром Чижом.
Но на суде Чиж-младший заявил, что не принимал решения о переезде и не подписывал эти документы. Он также приложил к материалам дела экспертное заключение, из которого следует, что изображение подписи от его имени сделано не им, а «иным лицом с подражанием подписи Чижа В. Ю.».
Суд, несмотря на ходатайство со стороны Юрия Чижа назначить судебную почерковедческую экспертизу, принял сторону его сына. И вынес вердикт, что регистрация и постановка на налоговый учет компаний незаконны и нарушили права и законные интересы их владельца.
В июле Экономический суд Минска, в котором Юрий Чиж попытался добиться признания права собственности на долю в «ТрайплФарме», вовсе отклонил его иск к Владимиру.
В итоге Чиж-старший пока одержал только одну тактическую победу: взял под управление основной актив семьи в России — компанию «БелАЗ-Поморье». При этом ее владельцем продолжает оставаться Чиж-младший.
Фото: viplounge.lv
Еще в конце прошлого года общественности стали известны подробности расставания супругов Сергея и Марии Гвардейцевых. По иску Марии окружной суд Ларнаки заморозил активы кипрской компании Firestrong, управляющей бизнесами Сергея Гвардейцева. Их стоимость, включая долю в IT-компании iTransition, была оценена в €120 млн (половина состояния семьи).
Арест стал частью бракоразводного процесса, который в июне 2022-го начала в британском суде Мария Гвардейцева: у нее были опасения, что супруг выведет деньги и спрячет активы.
Под ограничения тогда попали акции iTransition Holdings и мальтийской компании SG Yachting Holding, а также банковские счета Firestrong.
Дальнейшую борьбу за активы Гвардейцевы опубличивать не стали. Известно, что в сентябре 2022-го Firestrong добилась в суде разрешения на проведение операций на сумму около €13 млн. Суд посчитал, что нормальное функционирование компании приведет к увеличению активов. Мария Гвардейцева подавала апелляцию на это решение. Также в феврале 2023-го Сергей Гвардейцев зарегистрировал новое юрлицо в британской юрисдикции — Itransition Holdco. В нем его партнером является один из основателей и совладельцев инвестиционного банка Baring Vostok Вадим Узберг.
В соседних странах тоже хватает войн за наследства и внутрисемейных разборок.
Андрей Трубников. Фото: Юрий Чичков / РБК
Совсем недавно относительно благополучно завершилась тянувшаяся почти 2,5 года война за наследство скончавшегося в начале 2021-го основателя косметической компании Natura Siberica Андрея Трубникова.
На него первоначально претендовали двое детей от первого брака, один от второго, а также вдова, которая на момент смерти бизнесмена находилась с ним в процессе развода. Она также пыталась выделить доли в наследстве для своих детей. Но суды отказали в этом, а потом и вовсе признали брак недействительным. В итоге доли в компаниях группы достались детям бизнесмена от двух первых браков. В мае этого года наследникам удалось найти стратегического инвестора в Natura Siberica, которым стала АФК «Система».
Еще больше сторон приняло участие в разделе наследства умершего в середине 2021-го из-за коронавируса петербургского миллиардера Олега Бурлакова. Это акции Стройлесбанка, доли в строительной компании «Импульс», апартаменты в Монако, парусная яхта, самолет и многомиллионные счета.
Вера и Николай Казаковы. Фото: kompromat1.press
Победителями стали сестра бизнесмена Вера Казакова со своим мужем и бывшим деловым партнером миллиардера Николаем Казаковым. Супруги представили завещание миллиардера, а дети и вдова, которая была с ним в процессе развода, не смогли убедить суд, что написал он его «в неадекватном состоянии».
Претендентом на долю в наследстве также пыталась стать стюардесса София Шевцова. Она утверждала, что в последние годы Бурлаков жил с ней в Латвии, а также попробовала подтвердить через суд отцовство своей дочери. Но обе попытки успехом не увенчались.
А вот вдове угольного короля Дмитрия Босова, застрелившегося весной 2020-го, после серии судов с его родственниками удалось-таки получить свою долю.
Катерина Босова и ее дочь стали владелицами долей (по 10,82% каждая) в группе «Аллтек». Такие же доли получили еще шесть претендентов на наследство: родители Босова и четверо его сыновей от двух первых браков. В 2021-м наследники продали свои доли в ключевой компании группы «Сибатрацит», получив за них около $1 млрд.
Олег Филь и Санта Бернале. Фото: Rīgas viļņi
В этом году получила продолжение громкая бракоразводная история бывшего совладельца латвийского ABVL banka Олега Филя с экс-супругой Санте Бернал.
Один из самых богатых латвийских бизнесменов добился возвращения подарков, сделанных во время брака: 1,9 млн евро, двух Porsche и эксклюзивных драгоценностей. Также рижский суд признал недействительными сделки, по которым Бернал дарила близким ей людям доли в компаниях, крупные суммы денег, автомобили и другое имущество.