Валютный донор дает слабину

2008-11-15 23:22:47
"Татьяна МАНЕНОК"

"В ходе совещания был сделан вывод, что незачем перекладывать государственные деньги из одного кармана в другой: зачем сначала менять ценники на заправках, а затем увеличивать размер госсубсидий для нефтепереработчиков?" — сказал в беседе с корр. "БР" чиновник профильного министерства.

В режиме ручного управления.

Внутренний рынок горючего в Беларуси, в отличие от соседних стран, — административно регулируемый и не привязан к мировым ценам на нефть.

Сейчас госбюджет получает практически всю выручку от экспорта нефтепродуктов, оставляя нефтепереработчикам лишь небольшую ренту. Однако правительство прекрасно понимает, что нельзя держать их на голодном пайке — это рискованно для загрузки НПЗ. Нефтяники должны иметь стимулы для нового производственного цикла и развития, а значит, иметь приемлемую рентабельность и прибыль.
 
Регулировать эти показатели позволяет инструмент госсубсидий, размер которых пересматривается ежемесячно в сторону повышения или снижения — в зависимости от размера спецпошлины на российскую нефть, лимита поставок нефтепродуктов на внутренний рынок и т. д.
 
В этом году белорусская "нефтянка" пока работает без сбоев и на предельной загрузке (примерно по 31,5 тыс. т в сутки). Даже в условиях кризиса нефтяникам никто не позволит снизить объемы переработки сырья. Дело в том, что объем поставок нефти прописан единым топливно-энергетическим балансом Союзного государства. Если Беларусь не "выберет" согласованный объем, РФ будет вправе секвестировать этот баланс на следующий год. А это, учитывая "аппетиты" отечественной нефтехимической отрасли, для белорусской стороны неприемлемо.
 
По данным "БР", в ближайшее время белорусские чиновники приступят к согласованию в рамках единого с Россией энергобаланса объемов поставок нефти и нефтепродуктов на 2009 год. Белорусская сторона хотела бы пролонгировать нынешние условия: получить гарантии поставок нефти в объеме 21,5 млн. т, а также договориться об объеме экспорта нефтепродуктов — 15,6 млн. т.
 
Так что пока, если судить по формальным признакам, белорусская "нефтянка" не падает сигналов SOS в связи с мировым финансовым кризисом. К примеру, Мозырский НПЗ по итогам за 10 месяцев переработал 9 млн. т нефти — на 2,9% больше, чем за аналогичный период 2007 года.
 

По итогам работы за 9 месяцев завод имел неплохую рентабельность — 9,67%, заработав при этом около 130 млн. USD прибыли, но октябрьские показатели могут подпортить статистику, учитывая снижение эффективности экспорта горючего. И определенные предкризисные симптомы уже проявляются. В частности, заводу пришлось снизить объем закупки нефти за счет собственных средств. Если по итогам работы в первом полугодии предприятие за счет собственных средств и привлеченных кредитов закупало примерно 50% от месячного объема нефти, то сейчас — 44%.
 
Оставшийся объем нефти, необходимый для полной загрузки, поставляют компании, работающие на давальческих условиях. Представитель российской нефтяной компании в комментарии "БР" отметил, что пока кризис на бизнесе не сказался: и в сентябре, и в октябре компания сработала с прибылью.
 
В то же время представитель другой нефтяной компании обратил внимание на негативные тенденции: по его словам, если раньше выручка составляла 60 USD с тонны нефти, то сейчас она упала до 10 USD.
 
"Надо учитывать, что белорусский нефтяной рынок полностью регулируемый. Поэтому наше финансовое благополучие в меньшей степени зависит от мировой цены на нефть, а больше от комплекса составляющих, включающих спецпошлину на нефть, объем экспорта нефтепродуктов и размер госсубсидий", — сказал менеджер российской нефтяной компании.
 
Комментируя ситуацию с заморозкой цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, он обратил внимание, что этот рынок стал более выгодным, чем экспортный. С одной стороны, цены на горючее на белорусском рынке приблизись к ценам в сопредельных странах, в частности в Литве. В результате автоперевозчики, выбиравшие маршрут через Беларусь в том числе и с учетом цены горючего на местном рынке, теперь страну объезжают. "Мы заметили, что в последнее время продажи на трассах у нас заметно упали", — отметил собеседник.
 
Он предположил, что в ближайшее время между игроками отечественного нефтяного рынка начнется конкурентная борьба за потребителя. Увеличить свою долю на рынке компании попытаются с помощью ценовых скидок. "Что сдерживает? Возможное недовольство концерна "Белнефтехим" (его предприятия вряд ли пойдут на снижение цен). Кроме того, в этом случае компании рискуют потерять размер госсубсидий", — пояснил собеседник.
 
С госсубсидиями пока не перебрали.
 
Хорошо зарабатывает на нефтепереработке прежде всего белорусское государство. Ведь в розничной цене 1 л белорусского бензина только акцизный налог составляет около 50%, а вся налоговая нагрузка — почти 80%. Помимо налогов от реализации горючего на внутреннем рынке, в госказну поступает экспортная пошлина при продажах на внешний рынок. Правда, этой прибылью бюджету приходится делиться с нефтепереработчиками.
 
По данным "БР", по итогам 9 месяцев госсубсидии нефтепереработчикам были выплачены в объеме 4,4 трлн. BYR — это 79,3% от годового плана. Причем в связи с кризисом переплачивать на госсубсидиях бюджету не пришлось — пока истрачено столько денег, сколько и планировалось.
 
Однако можно предположить, что уже скоро кризис "аукнется" на госдоходах от белорусской "нефтянки".

Справка "БР"
По оценкам аналитиков, до конца 2008 года мировая цена на нефть составит около 60 USD/баррель, зимой цены могут немного подрасти и колебаться на уровне 70 USD. Некоторые считают, что в среднем по 2009 году роста не будет, а к его окончанию нефть будет стоить около 50 USD/баррель.
Бюджет России на 2009 год сверстан исходя из среднегодовой цены нефти 95 USD/баррель, запланированный профицит - 3,7% ВВП. При 70 USD бюджет становится беспрофицитным, а при 50 USD придется либо сокращать расходы, либо использовать средства резервного фонда, отмечают аналитики.


Пошлину сбили.

В России нефтяники еще в сентябре вовсю били тревогу, что для них и экспорт, и внутренние продажи убыточны. По их данным, экспорт при сложившемся уровне налогов и сборов — это минимум 34 USD/т убытка без учета транспорта.
 
В условиях резкого падения мировых цен нефтяники настаивали на двукратном сокращении экспортной пошлины. Под давлением кризиса правительство пошло им навстречу, однако не полностью выполнило их пожелания.
 
С 1 октября Правительство РФ снизило экспортную пошлину на нефть с 485,8 до 372,2 USD/т. Причем ставка рассчитывалась не по средней цене двух последних месяцев, как делалось это традиционно в России уже несколько лет, а за первые 17 дней сентября. Но эта мера была лишь половинчатой: пошлина рассчитывалась исходя из цены 97 USD/баррель, в то время как цена на нефть к этому времени упала ниже 60 USD.
 
В результате с 1 ноября Правительство РФ вынуждено было снова снизить экспортную пошлину на нефть — с 372,2 до 287,3 USD/т (это почти на 100 USD/т больше, чем предлагали компании). Пошлины на светлые нефтепродукты установлены в размере 205,9 USD/т, а на темные — 110,9 USD/т. (Отметим, что синхронно аналогичные решения по размеру экспортных пошлин принимает и белорусская сторона.)
 
Кроме того, соответствующим ведомствам поручено до 1 декабря внести в правительство предложения по изменению формулы ставки таможенной пошлины с привязкой к рыночной цене.
 
В частности, Минэнерго РФ предлагает установить двухнедельный мониторинг цен для расчета пошлин (такой же срок предлагается и для пересмотра ставок). В этом случае уже в декабре пошлина будет в 2 раза ниже сегодняшней — 180-190 USD/т, и нефтяники даже при цене Brent 50 USD/баррель смогут зарабатывать на экспорте по 74,5 USD/т.
 
В то же время вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин на минувшей неделе заявил, что экспортная пошлина на нефть c декабря 2008 года может меняться каждый месяц на основе мониторинга с середины предыдущего месяца до середины текущего. Все остальные компоненты расчета формулы экспортной пошлины на нефть будут сохранены.
 
Минусов больше.
 
Снижение экспортных пошлин на нефть означает, что белорусским нефтяникам придется заметно меньше платить за покупку сырья.
 
С другой стороны, уменьшатся доходы госбюджета вследствие не только падения экспортной пошлины на нефтепродукты, но и снижения эффективности экспорта (цены на горючее на некоторых европейских рынках падают быстрее, чем цена на нефть), а также поступлений от НДС при поставке нефти в Беларусь.
 
Отметим, что экспортные пошлины на нефтепродукты формируют примерно 10% всех доходов белорусского бюджета. Напомним также, что в 2007 году в бюджет Беларуси поступало 30% доходов от экспорта нефтепродуктов, в бюджет России — 70%. В 2008 году Россия получает 80%, Беларусь — 20%, а в 2009 году эта пропорция составит 85:15 в пользу России.
 
По мнению эксперта Института приватизации и менеджмента Дмитрия Крука, для Беларуси с точки зрения торгового баланса чем выше цена на нефть, тем лучше.
 
По его данным, в случае фиксации объемов торговли на уровне 21 млн. т (импорт нефти) и 15,1 млн. т (экспорт нефтепродуктов) "нулевой эффект" для торгового баланса дает критический уровень цены в размере 76,11 USD/баррель в 2008 году и 84,48 USD/баррель в 2009 году. При таких ценах стоимость белорусского экспорта нефтепродуктов будет равна импорту нефти.
 
Напомним, что в 2007 году цена на нефть составляла в среднем 80 USD/баррель.
 
Согласно прогнозу американского государственного управления энергетической информации, Беларусь от торговли нефтью и нефтепродуктами получит в 2008 году за счет повышения мировых цен на нефть дополнительную экспортную выручку в размере 315 млн. USD, а в 2009 году — 260 млн. USD.
 
Однако эти оптимистичные прогнозы основываются на среднегодовом уровне цен на нефть — 104,6 USD/баррель. Очевидно, что их придется скорректировать. По оценкам белорусских экспертов, вследствие финансового кризиса и падения мировых цен на нефть выручка от экспорта нефтепродуктов в Беларуси может снизиться примерно на 1 млрд. USD (в последние годы она составляла около 6 млрд. USD).

 

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!