Доля России во взаимной торговле с Беларусью за первый квартал 2022 года выросла на 5,1% по сравнению с 1 кварталом 2021 года и составила 53,4%. Соответственно, удельный вес торговли с остальным миром опустился до 46,6%, хотя еще год назад составлял 51,7%.
Доля экспортных поставок товаров в РФ составила в 2022 году 45% (выросла на 3,3% по сравнению с предыдущим годом), а импортных — 61,6% (вырос на 7,1%).
Хорошо это или плохо? Газета «Белорусы и рынок» спросила у экспертов.
Кандидат экономических наук Петр МИГУРСКИЙ считает благом рост взаимной торговли с Россией. По его словам, Беларусь может «сбрасывать» практически любую продукцию (не только сельского хозяйства и переработки) на российский рынок. Если, конечно, между партнерами нет недопонимания. Но возможность для Беларуси скинуть любую по качеству продукцию особо не напрягает производителей по инвестициям. А снижение качества инвестиций и в целом снижение объемов инвестиций на выходе дает деиндустриализацию отрасли. Причем не только перерабатывающей, пищевой отрасли, но и в целом ведет к примитивизации сельского хозяйства.
Эксперт отметил тот факт, что, например, этой весной у нас были проблемы с семенами сахарной свеклы. А нам нужно максимум 300 тонн семян. И этот вопрос, по его мнению, мы не решим за счет своих резервов и в будущем году. С Запада качественные семена вряд ли поступят, поэтому надо будет искать замещение.
«С одной стороны, после введения санкций мы нашли рынки сбыта в России. И это для нас благо. С другой — в долгосрочной перспективе это может привести к не очень хорошим качественным изменениям. Хотя, конечно, нам бы очень хотелось заниматься поставками продуктов питания на Запад. Потому что, во-первых, они дорого платят, а во-вторых, технологически подтягивают и наши хозяйства, в основном перерабатывающие предприятия» — сказал Петр Мигурский.
Сопредседатель Минского столичного союза предпринимателей и нанимателей Виктор МАРГЕЛОВ также считает, что в сложившихся условиях рост торговли с Россией — благо для страны.
По его словам, российский рынок сейчас один из немногих, который в состоянии взять нашу продукцию. Он был бы более выгодным для нас, даже если бы Европа была открытой — там в ходу более высокотехнологичная продукция, соответственно, мы были бы менее конкурентоспособны.
— В идеале, конечно, если бы не было войны с Украиной, следовало бы выравниваться, повышать конкурентоспособность белорусской продукции на мировом рынке. Но сейчас это уже менее актуально, потому что мир распадается на финансово-технологические зоны, и нам надо жить в реальном мире. Получается, что с учетом того, что наша продукция более «отсталая», она менее завязана на импортные комплектующие. Самый простой пример: КаМАЗ останавливается из-за того, что немецких кабин нет, а МАЗ продолжает работать, потому что он производит свои старые кабины. Исходя из сегодняшнего положения, это благо, — считает эксперт.