Какие деньги могли бы получать наши пенсионеры, если бы накопительная пенсионная система в Беларуси заработала в 1995 году?
В этом году в Беларуси начнет работать механизм добровольной накопительной пенсионной системы. На какие доходы смогут рассчитывать будущие пенсионеры, подсчитать невозможно.
Зато можно сказать, каким был бы их доход, если бы подобную пенсионную систему ввели еще в 1995 году. Сколько денег скопилось бы на персональном счете белоруса, выходящего на пенсию в 2022 году?
Сегодня в Беларуси действует солидарная пенсионная система, унаследованная еще от СССР. В ней нет накопительного компонента. Пенсионеры получают денежное пособие благодаря работающим согражданам. Однако население Беларуси стареет, трудоспособных граждан с каждым годом становится меньше. Перспектива такова, что в будущем работающие белорусы не смогут обеспечивать содержание пенсионеров.
Поэтому с 1 октября этого года работникам в Беларуси предложат дополнительный механизм для добровольного накопительного страхования пенсий. Помимо обязательного сейчас взноса в 1 % от заработной платы работник сам сможет уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию в размере до 10 % заработка. Размер взноса каждый выбирает самостоятельно, но не более 10 %. Одновременно работодатель будет обязан делать доплаты, соразмерные взносам работников: если работник выбирает взнос в 1, 2 или 3 %, то наниматель добавляет такой же процент. Если работник выбирает 4 % и выше, но не более 10 %, наниматель все равно добавляет 3 %.
За накопительные пенсии в Беларуси будет отвечать компания «Стравита».
— Средства, накапливаемые на персональных счетах, на рыночных условиях будут размещаться в депозиты, ценные бумаги. Норма доходности по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей в соответствующем периоде срока страхования, — рассказал в интервью изданию Officelife гендиректор страховой компании «Стравита» Сергей Андриевич.
Работники, которые захотят воспользоваться накопительной пенсионной системой, рассчитать сейчас будущий доход не смогут, поскольку он будет зависеть от размера отчислений, зарплаты и ставки рефинансирования.
Но каким был бы доход, если бы подобную пенсионную систему ввели в 1995 году?
Аналитики проекта «Кошт урада» сделали подсчеты, взяв за основу среднюю заработную плату по месяцам, ставку рефинансирования, действующую в то время, и учли капитализацию.
Итак, если бы с января 1995 года по декабрь 2021-го работник со средней заработной платой ежемесячно откладывал на пенсионный счет 1 % от заработка, то к декабрю 2021 года на его счете накопилась бы сумма в 6146 рублей. Из этой суммы 2212 рублей — отчисления работника в пенсионный фонд и 3933 рубля — заработанный процент с вложенных средств.
Если бы работник ежемесячно откладывал 3 % от зарплаты, то накопления с нарастающим итогом составили бы 18 438 рублей, из них 6637 рублей — накопленные личные средства и 11 800 рублей — накопленный процент.
Откладывая на пенсионный счет 5 % от зарплаты, к 2022 году пенсионер собрал бы на счете 24 584 рубля, из них 8849 рублей — сумма отчислений в пенсионный фонд, 15 734 рубля — заработанный процент.
А теперь по максимуму. Если бы работник ежемесячно вносил на накопительный счет 10 % от зарплаты, то к выходу на пенсию у него на счете скопилось бы 39 949 рублей, из этих средств 14 381 рубль — накопленные личные средства и 25 567 рублей — накопленные проценты с нарастающим итогом.
Так выгодна ли накопительная пенсионная система? Об этом газета «Белорусы и рынок» спросила бывшего главу Нацбанка Станислава БОГДАНКЕВИЧА. Кроме того, он прокомментировал и текущую ситуацию с пенсиями.
— Накопительная пенсионная система имеет смысл только в стабильной экономике. Если бы такая накопительная система существовала с 1995 года, то людям было бы выгодно вкладывать эти деньги во что-то другое или тратить на себя: они бы приобрели больше, чем то, что получат с пенсии сейчас. Скажем, раньше на 100 рублей они могли приобрести десять вещей, а сейчас одну.
Экономической стабильности у нас никогда не было. Сбережения в национальной валюте всегда обесценивались. Поэтому люди постоянно скупали доллары и евро. Некоторые покупали российские рубли, но они сейчас обесцениваются с галопирующей скоростью.
— Сейчас в Беларуси курс доллара и евро растет. Как это отразится на пенсионерах?
— Рост курса валют отразится на пенсионерах косвенно, через инфляцию. Девальвация национальной валюты всегда ведет к росту цен на импорт и в конечном итоге к росту цен на все товары народного потребления. Получая ту же зарплату или пенсию, люди станут беднее.
— Раньше тоже бывали кризисы, но как-то же их переживали?..
— Куда деваться пенсионеру… Есть дача, есть бульба. Банкротства страны не будет. Вопрос в том, что девальвация национальной валюты ведет к ухудшению уровня жизни. Нынешняя девальвация не обвальная, она постепенно разрушает экономику и снижает качество жизни.
— Что сейчас нужно делать, чтобы помочь пенсионерам?
— Главное, чтобы пенсии индексировались на процент больший, чем уровень инфляции. Нужно учесть, что реальный уровень инфляции для пенсионеров выше, чем официальный, потому что пенсионеры покупают товары первой необходимости, то есть продовольствие. А рост цен на продовольствие у нас на 5–10 % выше, чем официальная инфляция. Защитить пенсионеров можно только индексацией пенсий.
— Накопительная пенсионная система не лучший вариант. Что же делать, чтобы в долгосрочной перспективе обеспечить нормальную старость пенсионерам? Повышать пенсионный возраст?
— Пока люди не стали пенсионерами, они должны быть гражданами, а не подданными. Они должны быть активны в общественной жизни, следить за тем, чтобы избирались грамотные политики, а не любители популизма. Только так можно помочь будущим пенсионерам.
По уровню пенсий Беларусь находится среди самых отстающих стран Европы. Но мы же не глупее финнов, поляков, немцев. Такие же. Просто за счет неграмотного управления у нас производительность ниже и потерь больше.