Казахстан выходит из соглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) 1995 года о Межгосударственном валютном комитете. Соответствующий указ подписал президент страны Касым-Жомарт Токаев.
Комитет создавался с целью содействия организации многостороннего сотрудничества в области валютно-платежных и кредитных отношений. Он предусматривал сближение и совершенствование валютного законодательства, затрагивающего многосторонние расчетные и кредитные отношения, развитие форм и методов координации денежно-кредитной и валютной политики государств — участников соглашения, а также сотрудничество и осуществление согласованных действий в вопросах валютного контроля.
Почему Казахстан принял такое решение и какова сейчас в целом политика этой страны по отношению к России и СНГ?
Своей точкой зрения с газетой «Белорусы и рынок» поделился политолог из Алматы Виктор КОВТУНОВСКИЙ.
— Выход из соглашения СНГ о Межгосударственном валютном комитете практического значения не имеет. Сам межгосударственный валютный комитет был упразднен еще в 2013 году. Почему о нем в Акорде (резиденция президента Республики Казахстан. — Прим. «БР») вспомнили именно сейчас, объяснить затрудняюсь. Возможно, это такой сигнал Кремлю на фоне проблем транспортировки казахской нефти через территорию Российской Федерации.
Президент Токаев не устает повторять, что привержен неизменной политике дружбы и тесного сотрудничества с Россией. Но, невзирая на частоту употребления этих слов, в искренность любви между нашими странами верится с трудом. И дело не только в, мягко говоря, недружественной политике России по отношению к Казахстану после 24 февраля.
Еще до начала военных действий, можно сказать, весь период взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза, Российская Федерация всегда диктовала и навязывала свои условия сотрудничества. Казахстан, может быть, и рад был бы дистанцироваться от любых союзных отношений со страной, перессорившейся со всем внешним миром, но сделать этого не может в силу экономической, транспортной, информационной зависимости от бывшей метрополии. Пока имперские конвульсии будут сотрясать нашего северного соседа, во внешней политике руководства Казахстана трудно ждать радикальных изменений.
Что касается СНГ, то, на мой взгляд, от этого межгосударственного образования не осталось ничего, кроме предновогодней тусовки глав государств-участников.