На 2023 год стоит задача обуздать инфляцию до 7–8%

2023-01-30 11:16:50
""Белорусы и рынок""

Несмотря на масштабные шоки, экономика и банковская система Беларуси в 2022 году достойно справились с санкционным давлением и успешно адаптировались к новым условиям, считает первый зампред Правления Нацбанка Сергей Калечиц. Хотя по некоторым целевым параметрам допущено отклонение. Самое серьезное – по инфляции, которую удалось замедлить только к концу года с помощью административных мер.

По словам Калечица, в 2023 году внешнеэкономические условия по-прежнему останутся сложными. Но стоит задача достичь роста ВВП на 3,8%. Основная ставка делается на инвестиции. Ключевая роль в этом отведена белорусским банкам – следует повысить доступность кредитования и оказать необходимую поддержку реальному сектору экономикиd, пишет ilex.by.

Инфляция

По итогам 2022 году прирост потребительских цен в Беларуси составил 12,8%, более чем в два раза превысив целевой уровень в 6%. Цены и тарифы, входящие в расчет базовой инфляции, в годовом выражении приросли на 14%.

Среди ключевых факторов Сергей Калечиц, выступая на расширенном заседании Правления Нацбанка, назвал ослабление белорусского рубля к российскому в конце первой половины 2022 года. С одной стороны, такое ослабление позволило поддержать ценовую конкурентоспособность белорусского экспорта и нарастить поставки на российский рынок. С другой стороны, сложившееся превышение цен на потребительском рынке в России над потребительскими ценами в Беларуси не способствовало ограничению влияния импортируемой инфляции. Рост цен на закупаемые в РФ сырье и материалы приводил к увеличению издержек белорусских компаний. При этом ввиду вынужденной перестройки производственно-логистических цепочек выросли транспортные расходы.

Основным внутренним фактором инфляции в течение года были завышенные инфляционные и девальвационные ожидания населения и бизнеса. Широкое распространение в стране получила практика учета в ценообразовании неоправданных рисков и издержек.

Для исключения необоснованного роста цен правительство Беларуси в октябре 2022 года ввело новую систему регулирования цен на товары практически всей потребительской корзины.

— На сегодняшний день мы видим, что краткосрочный эффект от введения санкций исчерпан и пик высокой инфляции пройден. Наблюдается устойчивое снижение индекса потребительских цен и трендовой инфляции. По нашим оценкам, однозначных величин годовая инфляция достигнет уже к концу I квартала 2023 года, — считает Калечиц.

На 2023 год стоит задача обуздать инфляцию до 7–8%.

— Во многом снижению интенсивности инфляционных процессов будет способствовать проводимая предприятиями работа по оптимизации затрат и ускоренному импортозамещению. Этому благоприятствует уменьшение волатильности курса белорусского рубля к российскому, нормализация инфляционных процессов в России, приемлемый уровень цен на импортируемые энергоносители, а также стабилизация стоимости сырьевых товаров на мировых рынках, — считают в Нацбанке.

Кроме того, к концу 2022 года снизились инфляционные ожидания. Если в марте прошлого года население, по данным опросов, ожидало в последующие 12 месяцев инфляцию на уровне 16,7%, то в декабре – уже 12,6%. Последний раз аналогичные результаты опроса были получены в марте 2021 года. Однако ощущаемая инфляция, по данным Нацбанка, остается повышенной — 14,5%.

Эксперты ООН ожидают, что в 2023 году белорусская экономика сократится на 1,2%, а инфляция в Беларуси будет на уровне 9,2%.

ЗВР и отток-приток вкладов

На 1 января 2023 года золотовалютные резервы (ЗВР) Беларуси составили 7,9 млрд долларов (2,2 месяца импорта). За прошлый год они снизились на 0,5 млрд долларов. Однако это неплохой результат, если учесть, что целевой показатель на конец 2022 года был установлен в пределах не ниже 7 млрд долларов.

По словам Калечица, поддержанию уровня золотовалютных резервов способствовали покупка Национальным банком иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, поступление иностранной валюты в пользу Министерства финансов, а также перенос сроков погашения внешнего долга перед Российской Федерацией. Кроме того, часть внешних государственных обязательств была исполнена в белорусских рублях вследствие фактического запрета западным банкам осуществлять финансовые операции с белорусским правительством.

Работа по поддержанию международных резервных активов продолжится и в 2023 году. С учетом предстоящих выплат по внешнему долгу ЗВР на конец текущего года должны быть не менее 6 млрд долларов.

В целом устойчивая ситуация на валютном рынке и положительная динамика золотовалютных резервов позитивно отразились на депозитном рынке.

— Несмотря на то, что в 2022 году валютные организованные сбережения населения сократились на 637 млн долларов, основная часть их оттока из банковского сектора пришлась на I квартал 2022 года. В последующие месяцы прирост средств, размещенных населением в банках, восстановился, но оставался незначительным – порядка 74 млн долларов за 9 месяцев, — отметили в Нацбанке.

В сегменте рублевых вкладов ситуация складывалась лучше, прежде всего, за счет обеспечения банками достаточно привлекательного уровня доходности по долгосрочным депозитам. В частности, для привлечения долгосрочных средств банками устанавливалась соразмерность стоимости ресурсов со сроками их размещения. К концу 2022 года доходность по вкладам, размещаемым на срок свыше одного года, превышала доходность по краткосрочным вкладам практически в два раза.

В результате по итогам 2022 года объем срочных рублевых депозитов населения в банковском секторе увеличился на 25%, или на 1,3 млрд рублей. При этом на 1 января 2023 года доля долгосрочных депозитов в общем объеме срочных и условных вкладов населения составила почти 70%, сообщил Сергей Калечиц.

Такое поведение вкладчиков – физических лиц благоприятно отразилось на ликвидности банковского сектора.

Поддержка экономики

По мере нарастания избыточной рублевой ликвидности в банках Нацбанк с июля 2022 года приостановил проведение депозитных аукционов по привлечению средств банков, что стимулировало перераспределение средств на финансовом рынке и способствовало уменьшению стоимости кредитных ресурсов. Так, средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях, предоставленным субъектам хозяйствования на рыночных условиях, со второй половины 2022 года снижалась и в декабре сложилась на уровне 10,2% годовых, что фактически вдвое ниже пиковых значений в апреле 2022 года и на 3,7 п.п. меньше, чем в декабре 2021 года.

Вместе с тем стоит напомнить, что в сентябре 2022 года Нацбанк вернул расчетные величины стандартного риска (РВСР) «в целях предотвращения возможности установления отдельными банками завышенных процентных ставок» по новым кредитам. На февраль нынешнего года установлены следующие «потолки». По кредитам для физических лиц показатель РВСР составит 17,14% годовых, для юрлиц —  12,82% годовых. Калечиц отметил, что в настоящее время РВСР «не ограничивает возможности большинства банков по надлежащему реагированию на изменение текущей ситуации».

Аналитики Евразийского банка развития считают, что снижение ставки рефинансирования на 0,5 процентных пункта, до 11,5%, с 23 января, скорее всего, также не окажет влияния на процентные ставки кредитно-депозитного рынка Беларуси, так как они резко снизились во второй половине прошлого года в условиях профицита ликвидности банков.

Как отметили в Нацбанке, в связи с переориентацией в 2022 году внешнеторговых потоков и переходом на расчеты в российских рублях изменилась сама структура спроса на кредитные ресурсы. Для снижения валютных рисков организации ускоренными темпами сокращали задолженность по кредитным ресурсам в иностранной валюте и предъявляли спрос на ресурсы в национальной валюте. Как следствие, банки кредитовали реальный сектор экономики преимущественно в белорусских рублях. Суммарный объем кредитной поддержки прирос на 13,3% и составил 119,6 млрд рублей. При этом в белорусских рублях он увеличился на 44,5% до 81,3 млрд рублей.

Значимый объем кредитов выдавался субъектам хозяйствования на льготных условиях, по ставкам значительно ниже рыночных. За прошедший год объем таких кредитов составил 7,1 млрд рублей. Средний уровень процентных ставок по ним – 6,9% годовых.

На текущий год для стимулирования роста экономики предлагается активизировать финансовую поддержку предприятий и потребительское кредитование населения.

Годовой прирост требований банков к экономике предусмотрен на уровне 17–21%. При этом спрос на инвестиционные кредиты оценивается в объеме 15 млрд рублей.

Одновременно должна обеспечиваться ценовая доступность кредитных ресурсов. Как отметил Сергей Калечиц, в прогнозируемых условиях уровень средних процентных ставок по новым кредитам банков на конец 2023 года не должен превысить 12% годовых.

Банкам рекомендовано оказывать предприятиям максимально возможное содействие в подготовке инвестиционных проектов. А приоритет должен отдаваться эффективным финансово реализуемым проектам, а также стимулированию экспорта и импортозамещения.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!