Белорусские чиновники говорят, что студенты не доплачивают за свое образование и уже начали поднимать цены. А за Белкоопсоюз в ближайшее время пообещали взяться очень серьезно.
Об этом, а также о том, как власти каждый год решают проблему, чем накормить народ перед праздниками — в новом выпуске программы «Оптимум» на ютуб-канале «Белорусы и рынок».
В ВУЗах под подпись начали раздавать студентам-платникам документ, в котором указана реальная, по их утверждению, стоимость обучения. И эта стоимость в два, а иногда и в два с половиной раза больше того, что студенты платят сейчас.
«На уровне университета принято решение об информировании наших учащихся на платной форме обучения о тех затратах, которые мы несем. По сути пока это не подразумевает каких-то финансовых обязательств, юридических последствий», — сказал проректор по учебной работе БГУ Константин Казадаев.
Информирование студентов стало подготовительным этапом к началу повышения цен. Ведь Министерство образования считает, что студенты-платники оплачивают 50-70% стоимости своего обучения.
«Достаточно длительное время повышение стоимости за обучение проходило очень медленными темпами. Например, если только в прошлом году инфляция у нас в стране составляла на уровне 16%, ну и соответственно заработная плата поднималась на уровне не менее этой отметки, то стоимость обучения за прошлый год была поднята менее чем на 7%. Данная тенденция сдерживающего роста наблюдалась на протяжении ряда лет. И именно поэтому на сегодня мы имеем такой накопившийся, своего рода кумулятивный эффект», — сказал министр образования Андрей Иванец.
Слова министра находятся в некотором противоречии по отношению ко всей государственной экономической политике. Когда надо нам рассказать про экономическое процветание, то инфляция в стране такая, что даже в микроскоп не рассмотреть. А как только государство начинает считать, сколько мы ему должны, то эта инфляция вдруг превращается в ужасного монстра. Вырастает до размеров Годзиллы.
В прошлом году инфляция действительно была приличной. Правда, не 16%, про которые сказал министр, а 12,8. Но это не неважно. Важно, что в этом году цены на обучение в вузах выросли на 7%. То есть повышение платы за обучение действительно был ниже, чем инфляция. Но только в этом году.
Вот, например, в 2021 году инфляция была примерно 10% и цены на обучение на следующий год выросли на те же самые 10 процентов. А в 2020 году инфляция составила 7,4%, а ВУЗы в 2021 году подняли свои цены опять на 10 процентов. За 2019-й год цены в стране выросли на 4,7%, а обучение в вузах подорожало в диапазоне от 5 до 7%.
Иногда рост цен на обучение был ниже инфляции, иногда таким же, иногда выше. Если пересчитать в перспективе не одного года, а нескольких лет, то получается, что цены на обучение в общем-то росли в соответствии с темпами роста инфляции.
Но Минобразования предпочитает не вдаваться в эти детали и уже начало повышать цены.
«Министерство образования прорабатывает вопрос повышения стоимости оплаты. Затраты в год растут ежегодно примерно на 15-17%. Поэтому мы полагаем, что за пределы этой суммы увеличение стоимости безусловно не выйдет», — сказал Иванец.
Хотя в этом году инфляция ожидается на уровне 5,5%. И непонятно, откуда берется рост затрат в 15-17%. Калькуляции своих расходов министерство не предоставляет.
Но дело, конечно, не в расходах. Просто людей в стране не хватает. И нужно придумать какое-то оправдание, чтобы студентов, которые сами оплатили свое образование, тоже можно было распределять в пользу государства. Или поднять цены так, чтобы учиться платно мало кто мог себе позволить.
Может, поэтому министр образования ссылается на инфляцию и рассказывает сколько мы ему должны. Потому что в представлении белорусских чиновников мы с вами, наши налоги и наш труд к государственным деньгам не имеют никакого отношения. Они тратят на нас свои государственные деньги.
Но государство тоже не забывает о своем долге перед народом. Вот сейчас приближаются новогодние праздники и это как раз повод, чтобы опять вспомнить про народ.
«Хочу предупредить правительство, что скидок никаких не будет в плане обеспечения нормальной ситуации в новогодние и предновогодние праздники. Не должно быть никаких проблем с продовольствием для наших людей, — сказал Александр Лукашенко. – Особенно малые города, городки, деревни»
То есть за спиной тридцать лет экономического процветания, а государство все еще думает, чем ему накормить народ на Новый год. Так это процветание устроено, что каждый Новый год приходится думать о том, чем накормить людей.
И ведь на самом деле объективных причин для ежегодного вот этого аврала нет. За 2022 год Беларусь получила от экспорта продовольствия 8,3 млрд долларов. Производство молока за последние пять лет выросло на 10%. Производство мяса за десять лет на 34%. То есть еды в стране хватает. Проблема с системой ее доставки.
45% сельской торговли приходится на долю Белкопсоюза, у которого 3,5 тыс. магазинов и почти 600 автолавок. Если считать по количеству магазинов, то это вообще самая большая торговая сеть в стране.
Но это монопольное положение, преференциальный режим работы, льготные кредиты, бюджетные ссуды, все это как-то не идет Белкоопсоюзу на пользу. Его как начали спасать в 90-е, так до сих пор регулярно спасают.
В 2005 году Белкоопсоюзу выделили ссуды на 30 млрд рублей. Пообещали за два года сделать из него картинку. Картинка не получилось, но через два года об обещании никто уже и не вспомнил. О 30 млрд бюджетных рублей тоже.
Вспомнили через десять лет. Председателя Белкоопсоюза тогда по обвинению в коррупции приговорили к 12 годам тюрьмы. Но и это не помогло. За следующие восемь лет дела не наладились. Две недели назад в Белкоопсоюзе опять пообещали навести порядок.
«Мы помогали всем: я выделял кредиты для закупки техники и прочее, прочее. Но вижу, что там надо ввести жесткую военную дисциплину… В ближайшее время за Белкоопсоюз мы возьмемся, и возьмемся очень серьезно», — сказал Александр Лукашенко 17 ноября.
Хотя есть и другой способ. В 2018 году бизнесу, который работает на селе в сфере торговли и общепита, предоставили льготы. Освобождение от НДС, налога на недвижимость, земельного налога. Налог на прибыль для них был установлен в 6%. Идея была в том, чтобы недостаток спроса в деревнях компенсировать солидными льготами для тех, кто захочет там работать. Тот же Евроопт открыл в сельской местности 150 магазинов. Цены в частных магазинах ниже, ассортимент лучше.
«Из-за большой сети, толковых подходов, они цены высокие не держат. Наоборот, Белкоопсоюз проигрывает им и вынужден свои расходы, порой бешеные, покрывать ценами», - сказал Александр Лукашенко.
Но у частных магазинов есть один очень большой недостаток, с точки зрения нашего государства. Они не государственные. Так что с этого года все льготы для торговли на селе отменили. Потому что нечего лезть со своей частной инициативой в государственную зону ответственности.
Вместо этого власти решили еще раз спасти Белкоопсоюз. Благо тридцатилетний опыт спасения Белкоопсоюза уже имеется.