Как белорусские власти собираются бороться с дефицитом врачей и чем заманивать инвесторов?
Об этом, а также о том, куда девать лишнее электричество и как польза хороших законов девальвируется небрежностью их исполнения — в новом выпуске программы «Оптимум» на ютюб-канале «Белорусы и рынок».
Белорусскую АЭС наконец почти достроили. Но пока не придумали куда девать лишнее электричество.
«У нас и так электроэнергии в общем-то хватало. И для промышленности, и для сельского хозяйства, и для людей. Сейчас появляются некоторые я не скажу избыточные, резервы появляются…. Нежелательно, чтобы у нас Березовская или Новолукомльская ГЭС простаивали или в холодном, как вы говорите режиме мы их эксплуатировали. Надо их загружать», — сказал Александр Лукашенко.
Лишнее электричество — это проблема. Из 38 млрд киловаттчасов ежегодного потребления электроэнергии 32 млрд могут производить ТЭЦ. А ТЭЦ так просто не выключишь. Потому что кроме электричества ТЭЦ производят еще и тепло. И теперь надо придумать, куда девать лишние 18 млрд киловаттчасов электроэнергии. Но при этом власти думают о том, чтобы построить еще одну атомную станцию.
Если электричества в стране избыток, то людей уже ощутимо не хватает. И особенно ощутимо не хватает врачей. На начало года в Беларуси не хватало шести тысяч врачей и четырех тысяч медсестер. К осени официальный дефицит врачей сократился до пяти тысяч человек. Но на самом деле, скорее всего, это снижение дефицита – результат манипуляций со статистикой, а не того, что в стране врачей стало больше.
На этой неделе был подписан закон, который увеличивает отработку после ординатуры с двух лет до пяти. Его недостаток в том, что это все-таки локальная мера. Мера, которая никак не может глобально решить проблему нехватки медицинского персонала. А хотелось бы решить проблему глобально.
Власти задумались над тем, чтобы забирать дипломы у врачей, которые не работают по специальности. И кажется, эта угроза распространяется и на тех, кто остался в профессии, но уехал из Беларуси.
Потому что главная проблема, из-за которой в стране не хватает врачей, это все-таки отток медперсонала за границу. По состоянию на осень прошлого года только в Польше работали больше тысячи белорусских врачей. А если говорить об общей цифре уехавших, то, скорее всего, речь идет про несколько тысяч человек. Ну, примерно столько, сколько сейчас не хватает.
Другое дело, что никакой практической пользы от этой меры не последует. И на самом деле власти это тоже понимают. Можно пригрозить, что мы лишим дипломов врачей, которые не работают на благо государства, но невозможно придумать практический механизм, как это сделать.
Зато иностранным инвесторам власти обещают множество льгот и гарантий. Пятилетняя гарантия от неблагоприятных изменений налогового законодательства, пятилетнее освобождение от уплаты налога на прибыль, гарантии государственных закупок произведенной продукции, бюджетные трансферты, льготы по НДС на ввоз некоторых инвестиционных товаров.
«Тем самым мы обеспечиваем достаточно привлекательную бизнес-среду, инвестиционную среду на нашей территории», — сказал министр экономики Александр Червяков.
Но в то же самое время в стране принимается указ, по которому инвесторы из недружественных стран, желающих продать свой бизнес, должны заплатить белорусскому государству взнос в размере 25% от стоимости своих активов.
Привлекать новых инвесторов дело, конечно, нужное. Но сначала хорошо бы удержать тех, которые есть. Не запретами. Не требуя от них выкупа за право выхода. А чем-нибудь хорошим. Созданием нормальных условий для работы.