В 2021 году западные страны ввели несколько пакетов санкций в отношении Беларуси. Ситуация сгенерировала множество рисков, и даже частные компании, которые не попали под санкции, переживают по этому поводу. Как бизнесу решить санкционные проблемы?
Три вида санкций
Напомним, санкции в отношении Беларуси, вначале политические, а затем и экономические, западные страны вводят с осени 2020 года. В результате наша страна находится уже под пятью пакетами европейских санкций и рядом пакетов санкций США и других стран. Меры воздействия коснулись как крупнейших госпредприятий, так и отраслей экономики, негативно повлияв на имидж белорусской юрисдикции в глазах зарубежных контрагентов.
В частных беседах участники белорусского рынка рассказывают, как зарубежные компании из-за санкций отказываются с ними сотрудничать, либо как банки-нерезиденты наложили вето на перечисление денег в Беларусь.
Эксперты выделяют ряд санкционных рисков, которые возникли у наших компаний в связи с тем, что в отношении Беларуси принимаются запретительные меры.
«Конкретные санкционные риски для белорусских компаний зависят от вида санкций, а также страны, которая их ввела. Обычно выделяют три вида санкций: блокирующие, секторальные и вторичные», — рассказал корреспонденту «Белорусы и рынок» адвокат Минской областной коллегии адвокатов юридической группы REVERA Камаль ТЕРЕХОВ.
Блокирующие санкции влекут заморозку активов, а также запрещают совершение хозяйственных операций с конкретными лицами, включенными в список. Секторальные накладывают ограничения на отрасли экономики и финансовый рынок страны. Наконец, третий вид санкций — вторичные.
Законодательство стран ЕС и США предусматривают суровую ответственность за нарушение санкций. К примеру, широкой общественности известен случай, когда из-за действий венгерской компании, которая торговала с находившимся под санкциями белорусским предприятием, американскому холдингу пришлось платить штраф.
В 2018 году Минфин США опубликовал решение в отношении холдинга Zoltek, венгерская «дочка» которого в 2012–2015 годах покупала химическую продукцию у белорусского ОАО «Нафтан», находившегося под американскими санкциями. За покупку товаров у белорусской компании, находящейся под санкциями, Управление по контролю за иностранными активами (подразделение Минфина США) оштрафовало холдинг Zoltek на 7,77 млн долларов.
«Вторичные санкции США — страшный сон для зарубежных компаний. Они предусматривают, что компании из третьих стран, то есть из неподсанкционной страны и не американские, могут быть привлечены к ответственности или включены в санкционный список США (SDN List), если совершают существенные хозяйственные операции с подсанкционным лицом», — констатирует Камаль Терехов.
Как не потерять деньги из-за санкций
Санкции могут затрагивать не только компании Беларуси, в отношении которых они были введены, но и касаться контрагентов белорусских предприятий. Поэтому, понимая риски санкций, и европейские, и азиатские компании обращают пристальное внимание на компании и юрисдикции, которые попали в немилость США.
А как белорусским компаниям, в отношении которых ограничения не вводились, не пострадать из-за западных санкций? Как снизить вероятность реализации санкционных рисков?
«В части минимизации санкционных рисков белорусских компаний, во-первых, рекомендуется ввести механизмы KYC (know your client), то есть сбора и проверки информации в отношении контрагентов. В настоящее время для минимизации широкого перечня рисков такие процедуры уже носят характер musthave для компаний среднего и крупного бизнеса», — подчеркивает Камаль Терехов.
К слову, белорусские компании, которые пренебрегли санкционными рисками, уже «попали» на деньги. К счастью, потери пока небольшие. Согласно декабрьским данным правительства, на зарубежных счетах заблокировано свыше 200 тыс. долларов, которые принадлежат белорусским компаниям.
Юристы приводят разные примеры, как могут действовать санкции на компанию. Например, белорусская компания осуществляет предоплату за поставку продукции на расчетный счет европейской компании в банке ЕС, однако позднее выясняется, что 50 % доли этой компании контролируется офшорной компанией, принадлежащей подсанкционному лицу. В связи с этим банк ЕС принимает денежные средства на счет, но замораживает их.
Такие примеры указывают на важность дополнительной проверки зарубежных контрагентов белорусских компаний.
«По результатам сбора данных о контрагенте рекомендуется оценивать санкционные риски для последующего принятия управленческого решения и определения условий договора», — подчеркивает Камаль Терехов.
Эксперт также обратил внимание на то, что в настоящее время существует множество санкционных программ различных стран против других стран: «Если российский контрагент находится в американском санкционном списке (SDN List) в рамках украинской санкционной программы, то рассчитаться с ним в долларах США не получится».
По его мнению, для минимизации санкционных рисков белорусские компании могут использовать различные оговорки в заключаемых договорах.
«Обычно выделяют два вида оговорок: санкционные и антисанкционные. Вкратце, санкционные оговорки обычно влекут приостановление исполнения обязательств и освобождение сторон от ответственности в связи с введением или действием санкций, а антисанкционные оговорки, наоборот, обязывают контрагента исполнить обязательство независимо от введения и действия санкций», — резюмировал Камаль Терехов.
Таким образом, белорусским компаниям просто нужно быть более бдительными и уделять больше внимания поиску информации о контрагентах.